12 ноября, 2018

Таро – история одной подмены

Карты Таро в последнее время стали настоящей индустрией. Печатается огромное количество колод, проводятся всеразличные конференции и фестивали, на которых участники представляют свои «изыскания» о том, что в Таро найдены различные следы: еврейские, тамплиерские, масонские. Находят в них отражение мудрости Атлантиды, инструменты для расстановок и различную тайную премудрость, от базового шаманизма (что бы это ни значило), до сакрального онанизма, известного лишь посвященным 7-й степени (ужас, ужас!)

На этой благодатной почве появилась целая сеть «помогающих практиков». Помогающих… забыть реальность и готовых переопределить вам её сквозь призму различных теорий и учений, в которых реальное, может быть чем угодно, кроме того, чем оно является. Для этого в ход идет язык психологии, эзотерических доктрин, каббалы, тантры, мантры и Аламантры.

В Таро не ищут лишь одного! Подлинного, изначального смысла этих карт. За редким исключением, к этой теме не обращается никто. А те, кто обращаются, находя ответ – предпочитает его тут же зарыть обратно, поскольку он ставит под сомнение существование всей этой индустрии, работающей на известные силы.

Точнее, как, они делают вид что ищут! Как отмечает Рейчел Поллак: «Великая тайна, предположительно сокрытая в непритязательной карточной игре, владеет людьми уже два с половиной столетия. Она стала центральным мифом Таро; с XVIII века тарологи спорят лишь о том, какая именно это тайна, но не о том, есть ли она вообще (выделено мной – М.Б.)»[1].

Вот её то, эту тайну, настолько эзотерически эзотеричную, что до неё так никто и не докопался – они с упоением и ищут, предлагая благодарным слушателям очередную историю о том, как они её нашли и как сейчас она позволит им всем стать могучими-премогучими и приобщиться к тайнам Атлантиды, жрецов Вуду, Гермеса Трисмегиста, Тамплиеров и обитателей Палаты № 6.

И за всем этим, ясное дело – стоит оккультная идея элитарности, воля к власти или попросту бегство от реальности. Или, если говорить языком психоанализа – инфантильная фантазия всемогущества, с которым нам так трудно расстаться в детстве.

Но что, если Поллак права? Что если правильным будет вопрос: «а есть ли Тайна?» А правильным ответом – «нет?» Что тогда? В чём смысл этих карт? Представьте себе на минуточку, что этот смысл был понятен всем, кто видел эти карты без всякого «посвящения». Что если он является кодом культуры, который мы попросту утеряли за этими симулякрами смысла и погоней за «тайнами изнанки?»

Или… нам кто-то помог это сделать… Тот, кто стоит сейчас за всей этой индустрией «помогающих (уколоться и забыться) практиков», фестивалей, «оккультных школ» и производств всё новых и новых колод… И началось это не сегодня, а почти сразу же, с возникновением карт Таро.
Если мы посмотрим на первые рукописные колоды и на печатную традицию Марсельских арканов, которые заложили основу всей индустрии, то заметим разницу, которая может и не сразу бросается в глаза (на это и рассчитано), но с задачей скрыть изначальный смысл – справляется на «ура».

Сравним арканы:

1) «Колесница» в ранних колодах Висконти-Сфорца и в Марсельских картах:

Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган Висконти-Сфорца Кэри-Йель Марсельское Таро

 

Отличия вроде бы небольшие, но существенные! Триумфальная колесница с женским образом была заменена на воина в странной квадратной повозке.

2) аркан «Отшельник»:

Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган Таро Григонье \ д’Эсте \ Карла Безумного \ Золотое Флорентийское Марсельское Таро

 

Персонаж, воплощающий Время («Триумф Времени») в ранних арканах Таро, в Марсельских картах был заменен на этакого Диогена с Фонарем, странствующего мудреца.

Видимо, всё сделано для того, чтобы мы не узнали в этих арканах Триумфы – популярную и любимую традицию культуры и карнавалов Средневековья, пришедшую из древнего языческого Рима, но ставшую в последствии христианской и имеющую чёткую эсхатологическую направленность (о чём позже, когда будем говорить об аркане Мир). Равным образом было изменено и название этих карт, которые изначально так и именовались Trionfi (Триумфы) на Tarocci, ставшее впоследствии Taro(t).

Ближе всех к пониманию того, что Таро изначально представляли собой изображения Триумфов, подобрался Роберт Плейс. В своей книге «Алхимия и Таро»[2] он убедительно прослеживает эволюцию этой традиции. Однако потом… как будто чувствуя, что эта мысль ставит под сомнение всю существующую систему и его собственные изначальные планы, делает «финт ушами» и говорит: что же это происходит! Вообще-то, Таро имеет алхимический символизм! И начинает излагать эзотерическую систему, противоречащую тем историческим фактам, которые сам же излагал в первой части своей книги.

О том, что Таро представляют собой, Триумфы кратко упоминает и Натан Бьорг[3], сравнивая иллюстрации Триумфов Таро с поэмой Петрарки «Триумфы». У Петрарки таких триумфов оказывается шесть. Но его поэма – лишь верхушка айсберга. Его эпоха скорее заканчивает традицию Триумфов, а не начинает её. Зато, в иллюстрациях к поэме Петрарки мы встречаем образ Девушки на триумфальной колеснице, символизирующий Лауру и Триумф Целомудрия (прямо как на таро Висконти). А Целомудрие это у нас что? – Правильно, христианская добродетель!

На этой картине, мы видим, что Лаура пленяет Купидона – символ предыдущего триумфа Любви (в её негативном аспекте страсти). И если мы взглянем на аркан, предшествующий аркану Колесница в ранних Триумфах Таро, то обнаружим там именно его!

Висконти-Сфорца Кэри-Йель Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган

 

Помимо вышеназванных источников я располагаю одним документом, который демонстрирует неоспоримую связь Триумфов с традицией Таро. Это научное исследование, написанное российским автором, не тарологом и не о Таро. И написано оно довольно давно. Вот только никто из отечественных «исследователей» Таро так и не удосужился к нему обратиться….

Однако, вернёмся к картам. Перед нами осталось ещё два вопроса: 1) Ну Триумфы, и что? Про что они нам сообщают? 2) Кто и когда внёс искажения в Традицию? На первый вопрос я могу ответить чётко, а вот на второй – у исследователей существует только предположение. Итак, начнём по порядку.

Традиция Триумфов – это не какая-то эзотерически эзотеричная вещь, а простая и наглядная аллегория восхождения души к Богу. Восхождения не оккультным путём, а через стяжание добродетелей. Именно поэтому они и были наглядно понятны людям той эпохи, для которой христианский дискурс был кодом культуры, а не формальной абстракцией.

Не случайно, помимо скрытых Триумфов (Времени, Любви, Целомудрия) – мы находим в Таро и явно представленные добродетели: Мужество (Силу), Справедливость и Умеренность.

«Сила» Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган «Справедливость» Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган «Умеренность» Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган

 

«Сила» Таро Григонье \ д’Эсте \ Карла Безумного \ Золотое Флорентийское «Справедливость» Таро Григонье \ д’Эсте \ Карла Безумного \ Золотое Флорентийское «Умеренность» Таро Григонье \ д’Эсте \ Карла Безумного \ Золотое Флорентийское

 

И если тут ещё можно сказать о том, что здесь мы видим античные добродетели, к которым могли обратиться деятели Ренессанса стремившиеся возродить языческую культуру и вложившие в них какой-то тайный символизм. То вот вам прямая иллюстрация слов апостола Павла: «Ныне же пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор., 13:13):

«Вера» Висконти-Сфорца Кэри-Йель «Надежда» Висконти-Сфорца Кэри-Йель «Милосердие» (Католическое понимание Любви, как добродетели) Висконти-Сфорца Кэри-Йель

 

Можно, конечно, сказать, что и тут сокрыт тайный смысл, дескать тут есть разные намёки и символы. Оно может и так… но я спрошу о другом! Этот поиск тайного смысла не отменяет ли буквальное стяжание этих добродетелей? Если сказать – это не то и не о том! То Веру, Надежду и Милосердие приобретать становится уже как бы и не обязательно… Ценность смещается туда, где что-то якобы скрыто за ними… Жить становится проще и удивительнее. И совесть вроде спокойна…

О! Кстати! А вот и «еврейский след» в Таро отыскался! Савл из Тарса, которого мы знаем как апостола Павла – был именно этой национальности 😊

И, наконец, многие ли из современных людей вспомнят без помощи Гугла, как заканчивается христианский Символ веры? Credo, утвержденное Никео-Царьградским собором? А ведь ряд Триумфов Таро заканчивается именно так!

«… Чаю воскресения мёртвых, и жизнь будущего века!»

«Воскресение мёртвых» Висконти-Сфорца Кэри-Йель «Мир» Висконти-Сфорца Кэри-Йель

 

А вот и ещё более чётко: Воскресение мёртвых и прообраз «Небесного Иерусалима»:

«Воскресение мёртвых» Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган «Мир» Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган

 

Таким образом, что же нам показывают Триумфы Таро? Они показывают нам путь стяжания добродетелей, следуя по которому можно оставаться Человеком. Путь Сына Человеческого, который не смотря на невзгоды и окружающую ситуацию до конца сохраняет свою человечность и показывает нам пример того, что невозможное, оказывается возможным. Да – это «узкие врата», но не в силу «оккультной тайны», а в силу сложности и множества искушений. «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16), говорит нам Апостол Павел, а Триумфы Таро наглядно подсказывают нам, как это делать.

Триумфы, являют собой своеобразное Добротолюбие в картинках, составленное не для монахов, а для мирян. Весьма любопытно, что текстовое Добротолюбие – ключевой свод аскетических текстов Восточной церкви складывается с 4 по 14 век. Именно в это же время, в Западной Христианской Традиции развивается образность Триумфов. Одним из первых христианских авторов, обратившихся к традиции Триумфов был монах 4-го века Аврелий Пруденций Клемент, а к 14 веку Триумфы стали Триумфами Таро.

Было бы соблазнительно предположить, что монашеская традиция исихазма, связанная с Добротолюбием, напрямую повлияла на облик Таро… Но, увы, таких исторических свидетельств мы не имеем. Вполне вероятно, что эти традиции развивались параллельно. Единственное, что мы тут увидим – это наличие общего духа!

Как вы могли заметить, в Триумфах Таро существуют не только образы добродетелей, и это тоже закономерно. С самого начала, когда христианские авторы обращаются к теме Триумфов, они рассматривают их попарно, как сражение порока с добродетелью. Так делает Аврелий Пруденций Клемент в своей «Психомахии», так же поступает и Петрарка. Поэтому, логично что в Триумфах Таро, помимо добродетелей мы находим другую линию – линию порока, персонажей карнавала: Папессу, Дурака, Фокусника, Купидона, Колесо Фортуны и т.д. Но парность арканов – это не предмет сегодняшнего нашего разговора. Это – совсем другая история! А сейчас, давайте вернёмся к подмене. Кто и зачем это сделал?

Зачем? – Тоже вполне понятно. Триумфы несут в себе истину, которая нестерпима для тех, кто привык к тьме. Как говорит евангелист Иоанн: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин., 3: 19). Бороться с ними – стратегия не выгодная. Поэтому был применён старый как мир приём – исказить истину так, чтобы она потеряла изначальный смысл и стала удобной. Это мероприятие удалось на славу! Так, что самой церковью образы Таро стали считаться дьявольскими.

Можно ли было бы говорить о базовом онанизме и сакральном шаманизме седьмой степени посвящения, сохрани Таро свой первоначальный облик и значение? Вот как-то сильно сомневаюсь! Да даже о столь популярном гадании, тесно связанным с Таро в настоящее время говорить становится невозможно. Поэтому, с ними срочно требовалось что-то делать… и сделали!

Давайте рассмотрим ещё пару примеров и приёмов этой подмены. Помимо удаления следов Триумфов, в Таро были внесены и другие искажения. Особенно пострадали от этой деятельности арканы Мир и Звезда. Приём здесь был использован классический, на все времена. Ничто так не отвлекает внимание, как… голые женщины! И на обоих арканах мы находим такой образ!

Посмотрим на классическое изображение аркана Звезда и на его Марсельский извод:

«Звезда» Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган «Звезда» Марсельское Таро

 

Как говорится – почувствуйте разницу! В Таро Висконти-Сфорца, Звезда больше похожа на добродетель Speranza (Надежда), или… вот на эти образы Девы Марии Stella Maris (Морской Звезды), которые возникли и были популярны в ту же эпоху.

 

Обратите внимание на одеяние Девы на той картине, где она с Младенцем, и сравните с исходным Триумфом Таро. Кстати, голубой (синий цвет) одеяния Девы на аркане Таро – также традиционно ассоциируется с Девой Марией и используется в иконографии. В Марсельской же версии, появляется загадочная, соблазнительная и многозначная женщина… а вот исходный смысл – исчезает!

В аркане Мир (Вселенная), тоже надо было избавляться от образа «Нового Иерусалима», как «Жизни будущего Века». И тут на помощь также пришла обнажённая дама:

 

Тут полет для фантазии бесконечен! То ли это Anima Mundi? То ли София? То ли вообще мужик, или оно? Этакое Чудо-Юдо – славный способ забыть о Небесном Иерусалиме! И тут уже не будет даже так, как в песне группы Тампль: «Он понял, Иерусалим потерян, для него навек…». Тут пострашнее! Даже этого понимания не возникнет!  Так как про Иерусалим уже забыли, цели и ценности уже подменены… Не спасают даже фигуры из Видения пророка Иезекииля, поскольку они являются многозначным символом, уводящим в «пустыню словес».

Попутно, из аркана Страшный Суд (Воскресение Мёртвых) изъяли образ Бога, оставив одного ангела (как и из образа видения Иезекиилля, кстати! Если мы будем считать, что священные животные взяты из его видения, то вместо престола и колесницы Бога, мы находим всю ту же обнажённую натуру…).

Оно может и не по правилам изображать Бога, но ведь изображали… И продолжают изображать даже на некоторых православных иконах, поскольку это не образ Бога-Отца, а образ Христа, как Ветхого Днями. Он здесь оказался лишним! Ему сказали: какой ещё «Путь, Истина и Жизнь?» Мужчина, уйдите! Не загораживайте обзора Исиды без покрывала, что явлена нам на следующем аркане!

Марсельское Таро Висконти-Сфорца Пьерпонт-Морган

 

Троица Новозаветная.

Москва. Начало XVIII века.

 

Место Бога в Таро – занял Дьявол, изображений которого в изначальных колодах не сохранилось. А может и не было вообще? Зато был Бог, а теперь его место занял новый Хозяин!

Так кто же злодей, совершивший сию подмену? В 2015 году, группа Французских исследователей, авторов документального фильма: «Тайны Марсельского Таро» (Les mysteres du Tarot de Marseille), пришли к выводу, что колода получила своё название не в честь города Марсель, как долгое время полагали, а в честь… Марсилио Фичино[4] – крупнейшего интеллектуала Эпохи Возрождения, создавшего «Платоновскую Академию», переведшего тексты Герметического корпуса и способствовавшего созданию наукообразного имиджа для магии. Именно с него началось то, что в последствии будет известно нам как оккультное возрождение. Его труды, ведшиеся во славу и для возвышения дома Медичи – разительно изменили облик европейской духовности и культуры. Вполне возможно, что к превращению Триумфов в Таро приложил руку именно он или его последователи.

Но, даже в случае, если Марсилио Фичино тут и не при чём, нашлись другие оккультисты, которым следование путём добродетели – как кость в горле – имя им легион!

Однако сейчас, когда мы сорвали завесу неправды, каждому из нас адресуется закономерный вопрос: а на чьей стороне ты?

 

© Бекарюков Максим, 2018 г.

[1] Поллак Р. Мудрость Таро. Духовные учения и глубинные значения карт. – М.: Энигма, 2011. – С. 17.

[2] Плейс Р. Алхимия и Таро. Исследование исторических связей – М.: Силуэт, 2018 г. – 280 с.

[3] Бьорг Н. Происхождение Таро [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/taro/Tarot.txt

[4] Двинянинова А. Мир Марсельского Таро. – Н. Новгород: А. Г. Москвичев, 2018 г. – С. 23.