31 января, 2018

Влияние учения ордена «Золотой Рассвет» на эзотерические воззрения Алистера Кроули

Оглавление:
Введение
Глава 1: История ордена «Золотой Рассвет»
Глава 2: Учение «Золотого Рассвета»
Глава 3: «Книга Закона» и образование «Серебряной Звезды»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение: Иерархия «Золотого Рассвета»

Введение

Актуальность. С именем Кроули связано много легенд, для одних он является великим учителем и магом, для других шарлатаном и самым безнравственным человеком XX века. Многие восхищаются его учением, его последователи существуют до сих пор, и число их продолжает расти. Но мало кто знает о том, что учение Кроули связано с деятельностью более ранних орденов. В данной работе мы рассмотрим преемственность учения Алистера Кроули от герметического ордена «Золотого Рассвета»[1].

Актуальность данной работы заключается в использовании методологии, не применявшейся ранее для изучения этого вопроса. Данная методология позволяет проследить взаимосвязь и степень влияния учения «Золотого Рассвета» на учение Кроули.

Историография исследования. Несмотря на свою актуальность, данная проблема остается не освященной. На русском языке серьезных исследований данного вопроса не существует. Из переведенных работ можно выделить работу Френсиса Кинга описывающего историю «Золотого Рассвета» и биографию Кроули написанную Мартином Бутом.

Цель: Проследить влияние системы «Золотого Рассвета» на эзотерические воззрения Кроули. Для того чтобы проследить интеллектуальную сеть, которая привела к появлению учения Кроули, мы рассмотрим ИР-цепочки повлиявшие на организацию «Золотого Рассвета».

В данной работе мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Рассмотреть учение «Золотого Рассвета» и его историю.
  2. Проследить ИР-цепочки повлиявшие на образование ордена.
  3. Установить схожие моменты «Книги Закона» и учения «Золотого Рассвета».
  4. Проследить преемственность учения, обрядов и методов организации ордена «Серебряной Звезды» Кроули, от «Золотого Рассвета».

Объект и предмет: Объектом данного исследования является орден «Серебряной Звезды», как синтез ранних воззрений Кроули, а предметом – его преемственность от «Золотого Рассвета».

Хронологические рамки: Данная работа посвящена изучению ранней деятельности Кроули. Поэтому мы будем рассматривать период: с момента основания «Золотого Рассвета» в 1888г. до 1914г., когда орден «Серебряной Звезды» прекращает активную деятельность.

В данном исследовании мы применили методологию Р. Коллинза, позволяющую проследить взаимосвязь сообществ по теории интеллектуальных сетей. В работе были также применены методы: Анализа, синтеза и исторической реконструкции.

Новизна и практическая значимость: На данный момент на русском языке не существует исследовательских работ, посвященных данному вопросу. Все работы, которые имеются, являются либо критикой со стороны представителей церкви, либо работами последователей учения самого Кроули или других эзотериков. Кроме того, теория интеллектуальных сетей ранее не применялась в области эзотерики.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы:

В первой главе мы рассмотрим историю возникновения ордена «Золотого Рассвета», а также вступление и выход из него Кроули.

Во второй главе мы будем рассматривать учение «Золотого Рассвета», его истоки и влияние на последующие поколения эзотериков.

Третья глава посвящена рассмотрению «Книги Закона» и рассмотрению учения ордена «Серебряной Звезды» в их взаимосвязи с «Золотым Рассветом».

В приложении мы рассматриваем ступени посвящения «Золотого Рассвета» и «Серебряной Звезды», и их соотношение с «Древом Жизни».

 

Глава 1: История ордена «Золотой Рассвет»

Магия Кроули основывается на системе «Золотого Рассвета», магической системе, возникшей в Англии в конце XIX века. Поэтому в первой главе мы рассмотрим историю возникновения ордена «Золотой Рассвет» его роль в становлении мировоззрения Кроули.

Орден «Золотого Рассвета» был основан в Англии в 1888 году, как альтернатива Теософского Общества Е.П. Блаватской. Если Теософское Общество было основано на религиозных традициях Индии, то основатели «Золотого Рассвета» наоборот хотели показать богатство и состоятельность эзотерической традиции Запада.

«Золотой Рассвет» был основан тремя членами «Розенкрейцерского общества» Англии: С-Л. Мак-Грегором Матерсом, У.У. Уэсткоттом, и В.Р. Вудманом. Четвертый, А.Ф.А.Вудфорд, был близким другом Кеннета Маккензи и фактически он составил многие статьи для «Энциклопедии масонства» Маккензи. Вудфорд получил диплом по теологии в Дареме и, проработав несколько лет сельским священником, поселился в Ноттинг-хилле, где также вел приход.

Основание ордена покрыто тайной, существует несколько версий его возникновения. Наиболее достоверную из них приводит Фрэнсис Кинг: «Когда в 1885г. умер Фред Хокли, мистик, ясновидец и, как предполагают, маг, некоторые его бумаги достались Вудфорду. Среди них Вудфорд об­наружил несколько зашифрованных манускриптов. Это открытие, казалось, не произвело на него должного впе­чатления, так как Уэсткотту об их существовании он сообщил в феврале 1886г. и только летом следующего года прислал их ему для того, чтобы тот вынес свое решение по поводу их ценности.

К сентябрю 1887г. Уэсткотту удалось расшифровать манускрипты….

В октябре этого же года Уэсткотт послал письмо фрей­лейн Шпренгель по адресу, указанному в манускрипте. Че­рез некоторое время пришел ответ, и, таким образом, завя­залась оживленная переписка, в результате которой было создано практически все оккультное учение, а Уэсткотт, Матерс и Вудман были возведены в почетную степень Свободных Адептов. Также пришло разрешение на ос­нование Храма «Золотого Рассвета», с целью работы над пятью ступенями, основные принципы которых изложены в зашифрованных манускриптах. Таким образом, в 1888г. появился Храм «Золотого Рассвета» «Исида-Урания»[2].

Современные последователи «Золотого Рассвета» говорят, что зашифрованный манускрипт написан не ранее 1875-1880гг[3]. Возможно, что эти манускрипты были написаны самим Уэсткоттом, или кем-то из его окружения. В 1900 году, когда в ордене произошел бунт против правления Матерса, который тогда жил в Париже, он написал письмо своей представительнице в Лондон, в котором говорил, что: «Он (Уэсткотт) НИКОГДА не имел ни личного, ни письменного кон­такта с Тайными вождями Третьего Ордена. Он или сам подделал корреспонденцию между собой и Вождя­ми, или же это сделал для него кто-то другой. Я знал об этом, но никому не говорил т.к. все эти годы был связан обетом молчания, который он от меня потре­бовал, перед тем как сообщить мне о том, что он сде­лал, или был вынужден сделать, или то и другое вмес­те взятое».[4] Тем не менее, достоверно известно, что Матерс верил в существование Анны Шпренгель.

Кроме того в пользу того что манускрипт был подделан говорит тот факт, что разрешение полученное Уэсткоттом от Анны Шпренгель на основание храма «Исида-Урания» она якобы забыла подписать и наделила Уэсткотта полномочиями подписывать орденские документы от ее имени. Вероятнее всего шифрованный манускрипт был подделкой, написанной для предания авторитетности ордену, и для того чтобы показать его преемственность от розенкрейцерских орденов.

Поначалу «Золотая Заря» была не более чем кружком промасонски настроенных, похожим образом мыслящих начинающих магов. В обществе состояло даже несколько женщин, также заинтересованных в оккультизме: в отли­чие от большинства других обществ, приём женщин не возбранялся. Однако под руководством Матерса все из­менилось.

В дальнейшем количество храмов увеличивалось, и усложнялась структура ордена. В течение короткого времени к Храму «Исида-Урания», на­ходящемуся в Лондоне, были добавлены новые храмы: Храм «Осирис» в Уэстон-Сьюпер-Мэр, Храм «Гор» в Брэдфорде и Храм «Амон-Ра» в Эдинбурге. Несколько лет спустя Матерс в Париже основал Храм «Ахатор».

В 1891г. внезапно прекратилась переписка с Анной Шпренгель. Из Германии Уэсткотту пришло сообщение о том, что его корреспондент умер; а ее компаньоны не одобряли (хотя и не препятствовали) ее преподавательскую деятельность и  никакой дальнейшей информации анг­лийским оккультистам дано не будет. Если же они желают установить связь с Тайными Вождями Ордена, то должны сделать это сами.

В 1892г. Матерс заявил, что он установил такую связь. Затем он основал Второй Орден, известный как «Орден Ру­биновой Розы и Золотого Креста», и снабдил его ритуала­ми, основанными на традиционной версии легенды, пове­ствующей о том, как был найден склеп Христиана Розенкрейца. Ритуалы были приняты. Также была создана «Скиния Адептов» как орган контроля над деятельностью храмов «Золотого Рассвета», находящихся на низших ступенях в иерархической лестнице этой организации. Здесь начало проявляться стремление Матерса к единоличному руководству орденом. О том, как Ма­терс установил контакт с Тайными Вождями и каким обра­зом создавал ритуалы, можно узнать из его собственного описания, оставленного им для истории Ордена которое публикует в своей работе Ф. Кинг: «Еще до учреждения «Скинии Адептов» возникла не­обходимость в некоем достойном члене, избранном специально для поддержания связи между Тайными Вождями и структурами Ордена более низкого ранга. Было очевидно, что этим человеком должен стать я — так как я, обладая необходимой и специфической об­разовательной базой, на основе своих глубоких знаний в оккультной и археологической сферах не только был готов, но и имел сильное желание полностью и беспре­кословно подчиниться тайным вождям…. От Тайных Вождей я получил почти полный объем знаний Второго Ордена. Это происходило различны­ми способами: посредством ясновидения — через аст­ральную проекцию с их и моей сторон; с помощью стола для спиритических сеансов и с помощью коль­ца и диска; иногда — посредством Прямого Голоса, воспринимавшегося физическим слухом, как моим, так и Вестиджии (Вестиджия — сокращенная форма от Vestigia Nulla Retrorsum, маги­ческий девиз жены Матерса), иногда путем копирования из книг, которые каким-то образом возникали передо мной и исчезали из моего видения по окончании переписы­вания; иногда это было астральное свидание в опре­деленном месте, до этого мне неизвестном. Свидание назначалось таким же образом, как и в те редкие слу­чаи, когда мы договаривались о встречах на физичес­ком уровне».[5]

С помощью подобных заявлений ему удалось убедить остальных членов «Золотого Рассвета» в своей избранности и стать единоличным руководителем ордена.

Интересно то, что Матерс не знает имен тех, с кем он общается, и есть основание подозревать, что так называемые «Тайные Вожди» Матерса были не сверх-существами, какими их хотел представить Матерс, а реальными людьми, представителями других масонских и розенкрейцерских орденов. Важным здесь является признание Уэсткотта, которое он сделал в 1916 году, о том, что: «Материалы, на которых Матерс основывал ритуалы Второго Ордена, были заимствованы у континенталь­ного Адепта Брата Lux Tenebres. Члены «Золотого Рассвета» утверждали, что этот Брат Lux Tenebres в обычной жизни был известен как д-р Тиссен или Тилсон из Льежа. Долгое время я предполагал, что этот доктор фактически и есть один из «Аст­ральных Вождей» Матерса и что он не существовал на физи­ческом плане, но на данный момент я обладаю достоверной информацией, доказывающей, что имя д-ра Тилсона было из­вестно в бельгийских мартинистских кругах на рубеже XIX и ХХ вв.»[6].

Другими важными источниками ордена были работы известного французского оккультиста Элифаса Леви, и английского мага Френсиса Баррета, который в 1801г. написал работу «Маг».

Тем не менее, сомнительное происхождение ордена не помешало ему развиться в стройную систему, повлиявшую на развитие всей дальнейшей эзотерической традиции запада. Вот как описывает положение ордена М.Бут: «В конце XIX века «Золотая Заря» была самым влия­тельным из оккультных сообществ, действовавших на территории Великобритании. Она была основана на по­чве неприятия нового духа научных открытий, экзистен­циализма, материализма и благочестия христианства викторианской эпохи. Общество пополнялось как людь­ми, приходящими непосредственно в «Золотую Зарю», так и теми, кто переходил из Теософского общества госпожи Елены Петровны Блаватской, образованного в 1875 году…. В центре теософии Блаватской была идея, перенесённая затем в «Золотую Зарю». Заключалась она в том, что существует группа отшельников, извест­ных как Тайные вожди, Махатмы, Незримые учителя, кото­рые живут в гималайских пещерах, наблюдают за жизнью человечества и управляют его делами и судьбами. Двое из них, Кут Хуми и Мория, будто бы являлись госпоже Бла­ватской. Это, однако, не спасло её от обвинений в мошен­ничестве, выдвинутых против неё Обществом психиче­ских исследований. Но как следствие этого выпада про­тив неё и теософии было основано общество «Золотой Зари»».[7]

Орден пользовался популярностью не только в Англии. Его членами были У.Б.Йейтс, поэт и лауреат Нобелевской премии (интересовавшийся черной магией); Фло­ренс Фарр, актриса; Алистер Кроули; А.Э. Уэйт известный масон, автор наиболее популярной колоды карт Таро и переводов работ Леви; С.Л. Мак-Грегор Матерс глава ордена, автор большинства ритуалов; Женой Матерса, была сестра известного философа Анри Бергсона, Мина Бергсон (Мойна Матерс); У.У. Уэсткотт бывший другом Е.П. Блаватской (написал ряд статей для ее «Теософского словаря»); Папюс: известный французский маг; Дион Форчун (Виолетт Мери Ферт) автор «Мистической каббалы» и «Психической самозащиты», основательница «Братства Внутреннего Света» существующего до настоящего времени; Израэль Регардье; Артур Мейчен; Элджернон Блэквуд и ряд других известных писателей. В орден также входило несколько служителей Англиканской церкви.

Как только вся эта система установилась, для «Золо­той Зари» наступила эпоха процветания. Под своей се­нью общество собрало обширный корпус разнообраз­ного, порой несовместимого магического материала и сфабриковало из него жизнеспособную (действующую) систему с упорядоченной структурой членства и отправ­ления обрядов, а также со сводом наставлений для заня­тий теоретической и практической магией. В 1893 году в обществе состояло 170 действующих членов, причём к 1896 году их число возросло до 315 человек. Храм Изиды — Урании (так сказать, главный штаб общества) про­водил свои ритуальные церемонии в Марк-Мейсон-холле на Грейт-Куин-стрит в Лондоне, главном здании масон­ской ложи, предназначенном для членов высшей ступени масонского братства. Отделения «Золотого Рассвета» были и вне Лондона.

Члены Второго ордена, число кото­рых достигло в 1900 году шестидесяти, встречались в менее роскошных условиях: на Оукли-сквер, 26, непода­лёку от железнодорожной станции Юстон, а затем на Блайт-роуд, 36. В Марк-Мейсон-холле арендовалась от­дельная комната для особо важных церемоний.

Но таким положение ордена оставалось не долго. Вскоре многие члены ордена стали высказывать недовольство единоличным правлением Матерса. Положение усугубило то, что Матерс переехал в Париж и управлял орденом на расстоянии, его представительницей в Лондоне стала Флоренс Фарр. Второй причиной, усугубившей положение Матерса, было вступление в орден Алистера Кроули, уже тогда имевшего дурную репутацию автора скандальных стихов.

Кроули был принят в общество «Золотая Заря» в каче­стве неофита в Марк-Мейсон-холле 18 ноября 1898 года. Его ввели в орден: алхимик Джулиан Бейкер и Джордж Сесил Джоунс, который всю жизнь оставался для Кроули одним из двух учителей, к мнению которых он прислушивался. Вторым таким учителем был Аллан Беннет.

Он вступил в орден с мыслью о том, что он наконец нашел то, что искал всю жизнь: «В момент вступления он был уверен, что здесь он сможет проникнуть в тайны бытия и страстно желал найти в этом обществе систему, которая дала бы направление его ма­гическим устремлениям. Остальное, как он считал, долж­но было прийти с опытом.

Он проходил обряд посвящения со всей искренно­стью и серьёзностью, приличествующими этому случаю, хотя тот факт, что церемония проходила в здании масон­ской ложи, разочаровал его. Его насторожило и то, что члены общества, как оказалось, в основном были обыч­ными буржуа. Однако эти небольшие недостатки были смягчены самим событием. Ритуал выглядел впечатляю­ще и содержал, по убеждению Кроули, настоящие маги­ческие формулы и заклинания. Сквозь призму священной природы этой церемонии Кроули увидел себя входящим в Тайную церковь святого Грааля…. Сходство этого обряда с ритуалом вступле­ния в масонскую ложу никак не назовёшь поверхностным. Эти церемонии совпадают даже в отношении заключи­тельной клятвы, согласно которой вступающий в орден должен хранить тайну. Если бы Кроули знал об этом, он, возможно, был бы ещё более разочарован».[8]

Вскоре он успел испортить отношение со многими членами ордена: «Они ока­зались явно ниже его. По мнению Кроули, почти все они представляли собой «жалкое сборище ничтожеств; члены Ордена оказались такими же вульгарными и заурядными, как и любая другая группа обычных людей». Только Джоунс и Бейкер имели образование и были сведущими в нау­ках».[9]

Вскоре Кроули постигло и ещё одно разочарование, касавшееся уровня тайных знаний, которые ему давали в Обществе, и содержания «Разъяснительных лекций», ко­торые он должен был посещать. Оказалось, что со значи­тельной частью этой информации он уже знаком. Он потратил месяцы на изучение литературы по магии, и ему были известны источники и происхождение того материала, который давали на лекциях. Более того, он обнаружил, что то, чему его «учили», можно легко прочесть в книгах, был бы толь­ко интерес и желание.

Вот что писал об этом впоследствии сам Кроули: «Вся эта секретность выглядит очень глупо. Невырази­мая Тайна — это тайна, которая не может быть раскрыта. Заставлять человека приносить страшные клятвы, а затем сообщать ему еврейский алфавит и этим разрушать его веру в таинственное — это просто обман. Возможно, это вызовет смех; но заявлять, что эти сведения взяты из манускриптов розенкрейцеров, находящихся в Британском музее — мерз­кое жульничество. Зарабатывать же деньги на этом, что и делают некоторые личности в последнее время, является чистейшим (и, я полагаю, наказуемым) мошенничеством.

Тайны Адептов недоступны людям, на возможность рас­крыть их мы можем только надеяться…. Но скрывать от ученика мистический алфавит — это всего лишь прием эгоистичного шарлатана. Того, кого мож­но научить, следует учить, тот, кого нельзя научить, — пусть хотя бы узнает».[10]

Благодаря предварительной подготовке, энергии, жа­жде к познанию, способности быстро обучаться, Кроули стремительно продвигался по ступеням Ордена[11]. Через месяц он стал зелатором, через два — теоретиком, а к февралю 1899 года — практиком. Поскольку правила требовали трёхмесячного перерыва, его не производили в философы вплоть до мая. После этого он мог бы быть немедленно посвящен во Второй орден, но такое повы­шение требовало семимесячного ожидания и специаль­ного приглашения: автоматический перевод был невоз­можен. Но такого приглашения он  не получил.

В это время он знакомится с человеком, сыгравшим ключевую роль в жизни Кроули. Этим человеком был Аллан Беннет. Беннет был членом Второго ордена. Вступив в «Золотой Рассвет» в 1894 году, он через год получил от Матерса приглашение перейти на второй уровень Организации.

«Кроули был в восторге. Его поиски закончились. Теперь он нашёл такого учителя по магии, о котором мечтал. Как он напишет во втором томе своей полной автобиографии, опубликованной в 1929 году, теперь у него были все учителя, в которых он нуждался. Посвящение, предпосланное автобиографии, выглядит так:

Троим незабываемым людям.

Ричарду Фрэнсису Бертону, истинному пионеру

духовных и физических свершений.

Оскару Экенштайну, который научил меня

следовать своему пути.

Аллану Беннету, который делал то, что мог.

Беннет переехал на квартиру Кроули и начал интенсивно заниматься с ним церемониальной магией. Кроули, сообразительный и любознательный ученик, обучался у Беннета искусству приобретать, осознавать и применять магическое знание. Вместе они совершали разнообразные церемонии, вызывали духов, изготавливали талисманы. До вступления во Второй орден Кроули не имел права доступа к рукописям Матерса, но Беннет, в нарушение своей клятвы, дал ему копии этих рукописей».[12]

Помимо церемониальной магии, Беннет учил Кроули гаданию, каббале, искусству ясновидения и «духовидческому крику», геомантии, умению толковать символы и, что наиболее важно, использованию карт Таро и манипуляциям с ними. Это был исключительный курс обучения магии, который усилил магические навыки Кроули.

Однако влияние Беннета было и негативным. Он имел хрупкое здоровье и периодически страдал от жестоких приступов астмы. Чтобы противостоять своей болезни, он периодически проходил курс лечения медикаментами. В начале каждого цикла лечения он принимал опиум внутрь, потом, через неделю или две, переходил на инъекции морфия.

Беннет использовал наркотики и в магических целях, чему научил и Кроули: «Очевидно, что они усиливали интенсивность своих магических занятий при помощи наркотиков. Нет сомнений, что Беннет использовал кокаин для достижения магических целей, поскольку он прямо писал об этом в своей записной книжке того времени. Будучи астматиком, он имел постоянный доступ к широкому спектру медицинских препаратов. Беннет применял свои лекарства для расширения границ сознания, как сказали бы хиппи 1960-х годов. Он стремился к этому и до встречи с Кроули, употребляя в пищу галлюциногенные растения и грибы».[13]

Кроули был убеждён, что приём наркотического препарата — во всяком случае, правильного «магического» препарата — должен предварять любую магическую церемонию, поскольку наркотики позволяли наиболее легко достигать мистических состояний. Являлись ли эти состояния действительно мистическими или они представляли собой видоизменённое мировосприятие человека, находящегося под воздействием наркотика, преобразованием или картиной его души — это для него, не имело значения.  Эта привязанность к наркотикам сохранилась у Кроули на всю жизнь.

Однако влияние Беннета на Кроули невозможно переоценить. Он помог ему продвинуться в изучении магии. Перед своим отъездом Беннет оставил Кроули большую часть своих записных книжек с заметками о магии. В одной из них содержалось начало каббалистического словаря, где священные слова были записаны не в алфавитном порядке, а согласно их числовым значениям. На основе которых, впоследствии, Кроули составил книгу «777» и «Сефер Сефирот». Однако, когда влия­ние Беннета закончилось, Кроули, казалось, забросил свои занятия и, как будто в противоречие им, принялся за изучение чёрной магии.

Но все это время постоянным же­ланием Кроули оставалось продвижение по иерархиче­ской лестнице «Золотого Рассвета», и в назначенное время он обратился с просьбой об этом к У.-Б. Йейтсу и другим старшим членам общества. Однако по настоянию Йейтса ему отказали. Йейтс недолюбливал выскочку, осуждая Кроули за проведение церемоний, которые, по его мне­нию, никто не имел права проводить до вступления во Второй орден. Кроме того, Кроули не нравился Йейтсу как человек и до Йейтса, несомненно, дошли слухи, что Беннет предоставил Кроули доступ к тому, что он называл «закрытыми» документами.

Встретив сопротивление со стороны Йейтса, Кроули решил обойти этого ирландца и напрямую обратиться к Матерсу. 13 января 1900 года он отправился в Париж, где Мазере согласился принять его во Второй орден: воз­можно, по той причине, что Кроули был многообещаю­щим магом, возможно, потому, что хотел поставить на место Йейтса и лондонцев. Как бы то ни было, тремя днями позже, 16 января, Кроули стал абсолютно полноправным Младшим Адептом Вто­рого ордена.

Йейтс и другие лондонцы находились в кон­фликте с Матерсом, жившим в Париже, и сговорились против Кроули, которого Йейтс называл отвратительным дегенератом, основываясь в своём мнении на слухах о гомосексуализме Кроули.

Постепенно конфликт приближался к своей высшей точке. 25 марта Кроули сообщили, что его вступление во Второй орден не будет признано законным и документов он не получит. Теперь ему стало ясно, что лондонское от­деление «Золотого Рассвета» взбунтовалось против Матерса. Нетрудно догадаться, что Кроули встал на сторону Ма­терса и был послан им в Лондон в качестве официального представителя. Этот поступок был величайшей ошибкой Матерса, лондонцы приняли бы любого его представителя, кроме Кроули. Через некоторое время Матерс был смещен с поста главы ордена.

Вскоре орден раскололся на две части: «Stella Matutina» (Утренняя Звезда) поддерживавшим связи с Рудольфом Штайнером; и «Альфа и Омега» сохранившим верность Матерсу. После того как все материалы ордена «Золотой Рассвет» были опубликованы Кроули, а затем его секретарем  Израэлем Регардье в 1936—1940 гг. оба ордена были закрыты.

Орден «Золотого Рассвета» был восстановлен Израэлем Регардье в Америке, где существует и сейчас.

 

Глава 2: Учение «Золотого Рассвета»

В работе «Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения» Рэнделл Коллинз говорит о том, что любая интеллектуальная группа или выдающаяся личность возникает в результате взаимодействия по вертикали (Учитель-Ученик), либо по горизонтали, между конкурирующими точками зрения в их борьбе за пространство внимания.

«Никакая локальная ситуация не является одиночной; ситуации окружают друг друга во времени и пространстве. Макроуровень общества должен быть понят не как слой, расположенный вертикально над микро- (как если бы он находился в другом месте), но как развертывание спирали микроситуаций. Микроситуации встроены в макропаттерны, являющиеся именно теми способами, которые связывают ситуации друг с другом; причинность, — если угодно деятельность (agency) — проистекает извне вовнутрь так же, как и изнутри вовне. То, что случается здесь и теперь, зависит от того, что случилось там и тогда. Мы можем понимать макроструктуры, не реифицируя (не овеществляя) их, как если бы они были сами по себе существующими объектами, но рассматривая макро- как динамику сетей, объединение цепочек локальных столкновений, которые я называю цепочками интерактивных ритуалов…. Такова теория ритуалов взаимодействия, или интерактивных ритуалов. Она связывает символы с социальной принадлежностью, а затем и то и другое — с чувствами общности (эмоциями солидарности) и структурой социальных групп. Такая теория (…), объясняет колебания уровня солидарности и убежденности, обнаруживаемые в любых социальных структурах, а также объясняет динамику индивидуальных судеб. Особой формой данной эмоциональной энергии является то, что мы называем творчеством, или творческой способностью».[14]

В соответствии с данной теорией мы будем рассматривать учение Алистера Кроули как продолжение интеллектуальной сети состоящей из многих цепочек интерактивных ритуалов эзотерических обществ Европы.

Большую часть культурного капитала Кроули составляет учение «Золотого Рассвета». Термин «культурный капитал», Коллинз объясняет так: «Каждый человек присваивает личный репертуар символов, нагруженных значимостью социального членства. В зависимости от степени космополитизма и социальной плотности групповых ситуаций, в которых индивиды себя проявляли, у них появится репертуар символов с разными степенями абстракции и реифицированности, с различным обобщенным и обособленным содержанием.

Это составляет их культурный капитал (КК)».[15]

Кроули является реформатором доктрин ордена. Изначально, учение Кроули, по сути, является продолжением учения «Золотого Рассвета» поэтому первоначально рассмотрим учение первоначального ордена, а в следующей главе поговорим об изменениях внесенных Кроули и их влиянии на эзотерическую мысль запада.

Орден «Золотого Рассвета» является важным центром интеллектуальной сети Европы начала XIX века. Для начала мы рассмотрим наиболее важные ИР-цепочки легшие в основу интеллектуального капитала ордена.

Одна из главных линий преемственности идет от Элифаса Леви. У которого были заимствованы многие каббалистические идеи. Сам Леви познакомился с каббалистическими и магическими рукописями в библиотеке Арсенала, работая помощником Шарля Нодье.

«В 1824 г. Нодье, будучи уже знаменитым, был назначен главным библиотекарем Арсенала, где собраны все средневековые рукописи, особенно те, которые имеют отношение к оккультным наукам (…) и многие работы по магии и герметической науке, по кабалистической мысли….

В его работе ему ассистировали двое сотрудников — Элифас Леви и Жан-Батист Питуа (литературный псевдоним — Поль Кристиан), которые вместе с ним захотят возобновить интерес публики к эзотеризму и принять заметное участие в возрождении оккультных наук, которым будет отмечен XIX в.»[16]

Леви принадлежит заслуга открытия некоторых каббалистических идей широкой публике. Также Леви первым предложил соответствие между картами Таро и древом жизни, эта идея впоследствии также активно развивалась орденом. Но как мы знаем, Леви был плохо знаком с классическими каббалистическими трудами, он смотрел на них сквозь призму христианства. Леви называл каббалистической книгой «Апокалипсис» Св. Иоанна.

Учение ордена основывалось на каббалистических идеях, руководители ордена смогли создать мощную систему синтеза различных религиозных доктрин востока и запада в основу которой легла идея каббалистического Древа Жизни. С помощью каббалы проводились параллели между божествами различных традиций.    Вот что говорит о древе жизни Дион Форчун: «Прежде чем мы сможем понять значение любой конк­ретной Сефиры, мы должны воспринять общую организацию, Древа Жизни, как целого.

Это глиф, т. е. составной символ, предназначенный для представления во всей полноте космоса и связанного с ним духа человека. По мере изучения его мы видим, что это на редкость удачное представление. Мы используем его, как инженер или математик использует калькулятор, — для оценки или расчета сложных аспектов существования во внешней природе или в глубинах духа»[17].

С помощью каббалы разъяснялось и творение мира: «Каждая Сефира является определенной фазой эволю­ции. Раввины на своем языке называли Сефирот Десятью Божественными Эманациями. Пути являются фазами развития субъективного сознания, т. е. ступенями или града­циями в соответствии с которыми дух проявляется в космосе. Сефирот объективны, Пути субъективны.…     В Каббале Бог не воспринимается как работник, шаг за шагом осуществляющий творение, а рассматриваются раз­личные фазы существования в их последовательном раз­витии. Каждая Сефира представляется в виде емкости, наполняемой жидкостью»[18].

Но следует заметить что в «Золотом Рассвете» пользовались не классической каббалой, а так называемой «христианской». Основной работой по каббале была «Разоблаченная каббала» Мак-Грегора Матерса, которая являлась переводом одноименной работы Кнорра фон Розенрота, которая в свою очередь является переводом на латинский язык наиболее «темных» частей книги «Зогар».

Другим каббалистическим источником была «Сефер Йецира» (Книга Творения), переведенная Уэсткоттом, с приложением неизвестного происхождения, названным «Тридцать два пути мудрости». Кроме того, каббалистическим источником в ордене, вслед за Леви, считали «Большой ключ Соломона».

В «Золотом Рассвете» из каббалы сделали практическую систему, называемую некоторыми последователями «йогой запада». Вот что говорит о каббале «Золотого Рассвета» Дион Форчун: «Представляя данный предмет, я для подкрепления своих взглядов опираюсь не столько на традицию, сколько на современную практику использования методики Каббалы как своеобразной оккультной техники. Мне могут возразить, что древние раввины ничего на знали о некоторых представленных здесь концепциях. Я отвечу, что это совершенно естест­венно, поскольку некоторые вещи просто не были известны в то время и являются результатом духовных поисков их нас­ледников….

Поэтому следует ясно понимать, что я не говорю: «Это учение принадлежит древним раввинам»; скорее, я говорю: «Это практика современных каббалистов, важность которой трудно переоценить, поскольку это практическая система духовного развития, Йога Запада»»[19].

Другим авторитетным источником в ордене считали «Халдейский оракул» Греко-египетский текст переведенный Уэсткоттом.

Как мы видели из первой части, орден претендовал на розенкрейцерскую преемственность. И мы можем сказать, что она, безусловно, была, но не в том виде, в котором ее представляли руководители ордена. И безусловно прослеживается связь с масонскими организациями, у которых были заимствованы модели ритуалов.

Все соответствия, разработанные относительно Таро, были записаны в книге «Т», которая считалась книгой, найденной в руках Христиана Розенкрейца, когда была вскрыта его гробница. «В руке держал он книжку, золотом на пергаменте написанную, T. названную, что после Библии наше высшее сокровище составляет и, понятно, не должно мирскому рассмотрению легкомысленно подвергаться»[20].

Третья цепочка восходит к Джону Ди и Эдварду Келли: авторам таинственной системы магии, которую мы знаем как «Енохианскую» или «Ангельскую» магию, заклинания в которой произносились на «Енохианском языке».

В ордене уделялось большое внимание енохианской магии, которую также смогли вплести в свою универсальную систему руководители ордена. Но и она была представлена в искаженном виде. Отчасти это было сделано из-за недоступности ряда источников, а отчасти кок раз для того чтобы вписать ее в каббалистическую систему ордена. Матерс делает ряд значительных изменений в системе Ди и Келли, что по мнению одного из современных исследователей Енохианской Магии, Дональда Тисона является значительными ошибками.

Во-первых, Матерс связал четыре сторожевые башни со стихиями и буквами тетраграмматона. Что привело к изменению системы. «Связав сами Сторожевые башни с четырьмя стихиями и четырьмя сторонами света, и не сумев понять, что Сторожевые башни образуют единое связное целое — Вели­кую Скрижаль — Матерс уничтожил все следы первона­чальной взаимосвязи четвертей Великой Скрижали со сторонами света. Он не учел тот факт, что в оригинальной енохианской магии Ди и Келли со сторонами света связа­ны четверти Великой Скрижали, а не Сторожевые башни, которые располагаются в этих четвертях».[21]

Во-вторых: «Матерс. также нигде не отмечает, что некоторые буквы в записях Ди были перевернуты справа налево. Они явно представляли для ангелов особую ценность, но в чем она заключалась — нигде прямо не говорилось (кроме того, что перевернутые буквы на концах имен указывают на то, что имя можно произносить задом наперед). Поскольку они также имели отношение к девяносто одному духу Эфиров, Матерс игнорировал их».[22]

Но кроме сомнительных нововведений был и ряд интересных доработок в системе.

«Одно из главных нововведений Ордена Золотой За­ри — приложение восемнадцати различных Ключей к разным частям Сторожевых башен. Ангелы ничего не го­ворили Ди о том, как он должен соотносить Ключи с Ве­ликой Скрижалью. К чести Матерса надо сказать, что он осознал необходимость подобного соотношения. Созданная им система не имеет истоков в оригинальной енохианской магии, но тем не менее она поражает вооб­ражение».[23]

Еще одним интересным нововведением ордена было изобретение Енохианских, или Розенкрейцерских шахмат. Это шахматы, в которых фигуры представляют изображения египетских богов, а доской является немного измененная  Сторожевая башня.

Эти шахматы использовались для гадания и для игры, в которую играли по четыре человека.

Второе название шахмат – «Розенкрейцерские», возможно восходит к истории Христиана Розенкрейца, описанной в «Химической Свадьбе: «В сие время Король с Королевою затеяли меж­ду собой игру, несколько похожую на шахматы, но по другим правилам, в коей Добродетели противостояли Порокам, и явствовало налицо, к каким уловкам при­бегают последние для уловления первых, и была она исполнена столь высокого искусства и смысла, что не худо бы и нам у себя завесть подобные игры».[24]

Как бы то ни было системы каббалистических соответствий и енохианской магии, разработанные в «Золотом Рассвете» оказали большое влияние на последующую эзотерическую традицию запада, благодаря тому, что материалы ордена были опубликованы и стали доступными широкой публике. Они и сейчас занимают ведущее положение среди современных доктрин, многие из которых ведут свою преемственность уже от «Золотого Рассвета».

Особое место в учении ордена занимают магические гримуары. О которых надо упомянуть отдельно.

Гримуарами называются книги, служащие своего рода инструкцией, для вызова духов и способа общения с ними, содержащие также описание иерархии духов и других способов колдовства. Эти книги известны с давних времен и чаще всего их авторство приписывается легендарным личностям. Наиболее известным из них являются Ключи царя Соломона. До появления «Золотого Рассвета» гримуары существовали в основном в рукописном виде и хранились в музеях или частных коллекциях.

Разрабатывая свою систему, Матерс обратил внимание на ряд таких рукописей, что в последствии способствовало распространению трех наиболее значительных Гримуаров, и повлияло на ход развития дальнейших магических систем и на систему Алистера Кроули в частности. Ритуальная магия стала важной частью внутреннего ордена «Рубиновой Розы и Золотого Креста». Вот, что об этом говорит Израэль Регардье: «Фактически, потребность в ритуалах вызывания духов очень легко объяснима. Хотя высшая цель магии состоит в том, чтобы познать высшее «я», и хотя в задачу черной магии входит стремле­ние добиться чего угодно, только не этой благородной цели, то для этого иногда необходимо пересмотреть и изменить как все мате­риалы, так и сцену действия, равно как подготовить к совершен­ствованию Руах, который будет принесен в жертву Возлюбленно­му. Для различных людей, живущих в разное время, эти приготов­ления также должны, естественно, измениться. Поскольку Руах дол­жен быть отвергнут и положен на жертвенный камень как подношение Величайшему и поскольку он символизирует опреде­ленное отсутствие ценности, детски непосредственную предан­ность и жажду принести столь серьезную жертву, некоторым те­ургам, возможно, для этого потребуется провести всевозможные практические эксперименты, чтобы достичь результатов, которые дли других людей могут быть совсем не нужны»[25].

Рассмотрим каждый гримуар по отдельности:

 

  1. «Большой ключ Соломона»

Это один из самых известных Гримуаров. Элифас Леви говорит о нем как о части каббалистической системы, и строит на нем свою работу «Учение и ритуал трансцендентальной магии».

Матерс выполнил перевод по пяти доступным ему рукописям самая старая из которых была написана в XVI веке на латинском языке, пять на французском и одна на итальянском. Ему пришлось сравнивать все доступные варианты между собой и восстанавливать надписи на многих Пентаклях, которые были искажены переписчиками, не знавшими еврейского языка. В процессе работы Матерс удалил несколько частей из гримуара в основном относящихся к приворотам, считая их позднейшими вставками. Данный гримуар описывает способы вызывания планетных духов.

Позднее было найдено еще несколько списков данной книги, среди которых несколько на еврейском языке, и одна греческая, датируемая XV веком. Но тем не менее работа выполненная Матерсом остается самой популярной, и имеет большой авторитет.

Этот гримуар являлся наиболее популярным в «Золотом Рассвете». Известно также, что он был любимым гримуаром самого Матерса: «Он сам, как мне доподлинно известно, был большим знатоком представленной методики и вполне успешно использовал ее, сделав с нее для сво­их учеников краткое описание процесса вызывания применительно ко всем возможным случаям. По мнению Мак-Грегора Матерса, книга эта — сокровищница и основной источник каббалистичес­кой магии. В ней он советовал искать многие начала церемони­альной магии средних веков, периода, когда лучшими оккультны­ми писателями и практикующими магами «Ключи» считались наиболее авторитетной книгой».[26]

Одной из причин популярности книги являлось наличие в ней пентаклей – магических символов. «Следует упомянуть об обстоятельстве, которое делает книгу «Ключ» поистине уникальной, вне всякого сомнения, наиважней­шей из имеющихся в арсенале практической магии работ. Я го­ворю о той массе блестящих иллюстраций пентаклей и печатей, соответствующих семи планетам, которые необходимо использо­вать в качестве ламенов в магических церемониях, а также подроб­нейшие инструкции об их изготовлении».[27]

 

  1. «Малый ключ царя Соломона»

«Малый ключ» или «Lemegeton» – это еще один текст приписываемый царю Соломону. Он состоит из пяти частей:

  • Гоэтия – содержит список 72 злых духов, а также способы их призывания;
  • Теургия Гоэтия – Продолжает перечень духов отчасти – добрых, от части – злых.
  • Арс Паулина – повествует о духах ночных и дневных часов, о духах планет и зодиакальных знаков.
  • Арс Алмадель – описывает 20 старших духов, управляющих четырьмя мирами Вселенной.
  • Арс Ноториа – содержит древние воззвания к Богу и молитвы, переполненные магическими именами.

Полный текст «Ключа» был опубликован недавно. Ордену мы обязаны появлением первой части книги, под названием «Гоэтия».

Книга была переведена Матерсом в 1898г. но не была опубликована, ее копии имели широкое хождение среди членов ордена. Она также имела большой авторитет и пользовалась популярностью среди членов ордена.

«Lemegeton» также содержит магические печати. Другой ее особенностью является большое количество «Варварских имен». Это имена, неизвестного происхождения, которые были искажены при переписке, но по традиции «Золотого Рассвета» считались наиболее могущественными.

Вот, что говорит о ней Регардье: «Малый ключ царя Соломона» или «Гоэтия» (это слово явля­ется, вероятно, производным от термина, означающего в переводе «завывать» или «стонать»; здесь, видимо, содержится намек на то, что в процессе заклинания маг часто произносит варварские име­на) в довольно сжатой форме дает описание семидесяти двух Ду­хов или иерархий духов, которые, согласно традиционным взглядам, были вызваны и укрощены Соломоном. Именно при их посред­стве и даже с помощью их самих Соломон приобрел ту удивитель­ную мудрость и духовные знания, что приписывает ему легенда».[28]

Известно, что одна из копий ключа принадлежала Аллану Беннету, который перед отъездом в Индию подарил ее Кроули. Кроули активно пользовался данной системой и впоследствии, в 1904 году опубликовал ее от своего имени, добавив перевод заклинаний на Енохианский язык.

Этой системой также пользовался Фрэнсис Баррет, чья работа «Маг» легла в основание системы «Золотого Рассвета».

 

  1. «Священная магия Абрамелина мага»

Система Абрамелина является одной из самых таинственных. Отличием этого гримуара от других является отсутствие магического круга при вызове духов и долгая подготовка к церемонии, которая должна длиться 6 месяцев. Целью ритуала Абрамелина является вызов и единение со своим Ангелом-хранителем, который дарует человеку власть управлять злыми и добрыми духами, которые могут выполнить любое его желание.

В 1898 году она вышла на английском языке. Перевод с французского был выполнен Матерсом. Как выяснилось позже, Матерс пользовался дефектной французской рукописью, с массой ошибок и пропусков. Его версия состояла из трех книг. В первой из них содержится рассказ о путешествиях некоего Авраамия из Вормса, от лица которого написана книга, а также о его встрече с Абрамелином в Египте. От Абрамелина он получает две рукописи, содержание которых приводится во второй и третьей книгах. Вторая книга рассказывает о подготовке мага и содержит список духов, которых можно вызвать. Третья книга содержит отчет о том как применять эти силы для получения желаемого результата. Книга также содержит магические печати.

В 1995 году немецкий ученый Георг Ден выполнил новое издание «Абрамелина», он пользовался более полными немецкими рукописями, в которых содержалось четыре книги, были полные печати и говорилось о более долгом этапе подготовки мага. Тем не менее издание Матерса до сих пор сохраняет свою популярность. Известно, что его очень ценил Алистер Кроули. Он считал его лучшим из доступных Гримуаров и не понимал, почему Матерс уделяет ему мало внимания: «Кроули признавал, что Матерс был «искусным магом и научился удивительно эффективно пользоваться Великим Ключом Соломона. Но он не понимал, что Абрамелин открывает гораздо бо­лее широкие возможности…»».[29] Впрочем, система Абрамелина сильно повлияла на доктрину ордена, где одной из главных целей провозглашалась та же цель – единение со своим Ангелом-хранителем.

Как мы видим система «Золотого Рассвета» во многом определила дальнейший ход развития эзотерической мысли Запада. Гримуары изданные орденом стали наиболее популярными и доступными. Система Енохианской магии предложенная орденом, также является наиболее распространенной из всех предложенных. Многие из современных эзотерических течений ведут свою родословную от «Золотого Рассвета». Кроме того, основная идея ордена, связанная с каббалистическим древом, как основой для синтеза всех учений показала себя жизнеспособной и развивается до сих пор.

На этом мы закончим рассмотрение учения «Золотого Рассвета» и перейдем непосредственно к учению Кроули.

 

Глава 3: «Книга Закона» и образование «Серебряной Звезды»

В этой главе мы перейдем к рассмотрению учения Алистера Кроули и его преемственности от  «Золотого Рассвета».

После того как Матерсу не удалось вернуть власть в ордене, Кроули покидает своего учителя, но полного разрыва с «Золотым Рассветом» еще не происходит. В том же, 1900 году, он решает посетить Мексику. По заверениям самого Кроули, там он знакомится с одним из знакомых Матерса, которым был дон Хесус Медина – глава местной масонской ложи Шотландского обряда. Позднее Кроули утверждал, что достиг высшей 330 степени посвящения.

Здесь же Кроули пытается заняться Енохианской магией, а именно тем разделом, который касается посещения тридцати Этиров. По заверению Кроули он смог посетить только первые два (30-й и 29-й).

Уже в это время он думает о создании своего ордена. По мнению Мартина Бута он даже пытается организовать в Мексике «Орден лампы». Но по настоящему серьезный орден Кроули организовывает после получения центрального текста своего учения – «Книги Закона».

История написания «Книги Закона» окружено легендой. В 1904 году Кроули со своей женой Розой Келли прибыли в Каир, где Розе явился некий посланник бога Гора по имени Айвасс. Она не знала кто такой Гор, но смогла безошибочно показать его изображение в Каирском музее, куда отвел ее Кроули. Стела с изображением Гора носила номер 666, и стала известной позднее как «Стела откровения». Айвасс сказал Розе, что в полдень 8, 9 и 10 апреля Кроули будет передано откровение новой религии. Таким образом Кроули в течении трех дней записал «Книгу Закона» которую диктовал ему голос из-за спины. Голос этот, по мнению Кроули, принадлежал его ангелу-хранителю Айвассу.

История получения книги занимала многих комментаторов. Здесь нужно выделить два основных момента, одним из них является «Духовное пробуждение» Розы Келли. Мартин Бут приводит несколько мнений на этот счет: «Некоторые утверждают, что она транслировала полученные телепатическим путём подсоз­нательные желания Кроули. Другим кажется, что она от природы обладала экстрасенсорными способностями. Третьи считают, что она читала заметки о магии в запис­ных книжках Кроули и просто повторяла то, что слышала в разговорах своего мужа. Разумеется, Кроули посвящал её как в обычные, так и в магические свои дела. Что каса­ется состояния оцепенения, она могла войти в него бла­годаря употреблению наркотиков. Известно, что в это время Кроули употреблял — пробовал на предмет исполь­зования в магических целях — определённые вещества, а торговля гашишем была широко распространена в Каи­ре….

К тому времени она могла уже догадаться, что если не подыграть само­любию Кроули мага, он отвернётся от неё или бросит, поэтому она решила себя подстраховать».[30]

Вторым ключевым вопросом является вопрос происхождения книги. Здесь также не существует единой точки зрения: «Происхождение «Книги Закона» не раз становилось поводом для многочисленных предположений. Многие считают, что Кроули написал её сознательно, а история её написания выдумана им, чтобы придать всему этому магический смысл. Сторонники этой версии указывают на стилистическое сходство книги с другими произве­дениями Кроули, а также с идеями и учением «Золотой Зари». Нечего и говорить, что сам Кроули это опровер­гал. Согласно другому мнению, при написании книги сра­ботало подсознание Кроули, активизировавшееся под влиянием занятий медитацией, употребления наркотиков или по велению души. Существует также мнение, которо­го придерживался и сам Кроули, что книга была дарована ему Тайными Учителями посредством Айвасса».[31]

Наиболее вероятной представляется версия о том, что Кроули сознательно придумал эту историю, как это в свое время сделали Матерс и Уэсткотт. В пользу этого говорит содержание самой книги. В ней нет ничего не свойственного самому Кроули.

Он воспитывался в семье «Плимутских Братьев», одного из протестантских течений, где существовали жесткие моральные принципы. Жесткое воспитание в семье определило неприязнь к Христианству, которое он испытывал всю жизнь, что и было выражено на страницах «Книги Закона». То, что он называет себя «Зверем 666» также восходит к детским впечатлениям Кроули, когда за проделанные шалости мать не раз называла его зверем Апокалипсиса. Само название книги, подражает Торе (Книга Закона) Моисея.

Антихристианская направленность прослеживается и в образе ангела открывшего ему книгу закона: «Говоря кратко, Ангел-хранитель Кроули был, судя по всему, не кем иным, как посланником самого дьявола, и Кроули, кажется, признавал это».[32]

Главные идеи книги не являются новыми: «В определенном отношении новое произведение Кроу­ли напоминало книгу Ницше «Так говорил Заратустра», поскольку тоже предлагало новую философию. В некото­рых местах оно было неоригинальным и даже подража­тельным. Джон Ди, живший в XVI веке математик, маг, ал­химик и фаворит Елизаветы I, написал: «Делай то, что приносит тебе наибольшее удовольствие», тогда как в XV веке сатирик и монах-бенедиктинец Франсуа Рабле прославил­ся своим изречением: делай что желаешь! Сходство с Рабле заключалось и ещё в одной детали. Рабле писал о вымышленном Аббатстве Телемы, расположенном на берегах реки Луары, где любое проявление лицемерия или ханжества подвергалось осуждению и осмеянию».[33]

Главный лозунг книги: «Делай что желаешь, таков весь закон» тесно переплетается с идеями Ницше о «Воле к власти» и сверхчеловеке. Еще одна параллель с Ницше заключается в том, что Кроули также провозглашает наступление новой эпохи, «Эона Гора»: «Предыдущая эпоха была эпохой Озириса и характеризовалась уми­рающими богами, такими, как Иисус Христос. Но насту­пало новое время, время Гора, бога солнца, и это время должно было стать символом бессмертия человеческой личности».[34] Что очень напоминает фразу Ницше: «Бог умер», его идею об отмирании христианских ценностей.

Идея наступления новой эры, по-видимому, существовала и в «Золотом Рассвете». На это указывает тот факт, что в 1908 году Матерс рассчитал новую систему корректировки зодиака, согласно которой Эра Водолея наступит в 2010 г.

Схожесть с идеями Джона Ди заключалась еще и в том, что некоторые части «Книги Закона» совпадают с текстом «Енохианских Ключей», с которыми Кроули познакомился в «Золотом Рассвете» и которые использовал для посещения Этиров. Дональд Тисон в своей книге прямо заявляет об этом: «Между продиктованной ангелом Кроули «Книгой Зако­на» и «Ключом Тридцати Эфиров» Ди существуют определенные параллели. В «Книге Закона» написано: «У нас нет ничего общего с париями и непригодными: дайте им умереть в их убожестве. Ибо они не чувствуют. Сострадание – порок царей; попирайте несчастных и слабых –вот закон сильных, вот наш закон и радость мира»[35]. В «Ключе Тридцати Эфиров» есть слова: «Правят те, кто правят; сбрасы­вают тех, кто падет; рождай тех, кто умножается и уничтожай слабых»…. В другом месте в «Книге Закона» написано: «Да! Не рассчитывайте на перемену: вы останетесь такими же, как есть, и никак иначе. Посему цари земные пребудут Царями навсегда, а рабы будут служить. Нет ничего, что будет низвергнуто или вознесено; все так, как и было всегда»[36].

Эра Гора — эра борьбы и войн, как апокалипсис — время разрушения. В «Книге Закона» Гор говорит: Прежде следует понять: я бог Войны и Возмездия»[37]. И в другом месте: «Милосердие да будет оставлено: будь прокляты сострадающие! Убивайте и пытайте; не щадите нападайте!»[38]. В «Ключе Тридцати Эфиров» написано: «Разумные существа Земли (или люди), пусть они беспокоят и уничтожают друг друга; и их обиталища пусть забудут их имена; труды человека и его слава пусть будут уничтожены…»

В «Книге Закона» нет прямых ссылок на энохианские Ключи, хотя два места намекают на них. В первой части «Книги Закона» говорится: «Четверо врат ведут в один дворец; пол в том дворце из серебра и золота; там лазурит и яшма, и всевозможные редкие благовония, жасмин и роза, и эмблемы смерти. Пусть войдет во все четверо врат поочередно или одновременно, пусть встанет на полу дворца»[39]. Это можно понять как намек на Великую Скрижаль Сторожевых башен, у которой четыре стороны и четыре части. В другом месте написано: «В них тайны, о которых не должен догадываться ни один Зверь. Пусть он даже не думает пытаться; но за ним придет тот, откуда — не скажу я, кто откроет ключ ко всему»».[40]

Главными в «Книге Закона» выступают три египетских божества, каждая глава пересказывается от лица одного из них. Это богиня неба Нут, которую Кроули называет Нуит; Хадит и Ра Гор Хут (Одна из манифестаций бога Гора). Египетский пантеон также играл главенствующую роль в «Золотом Рассвете»

Вторым, сакральным, именем Нуит было имя Бабалон. Которое также заимствованно из Енохианского языка, где babalon означает «грешный», а babalond – Блудница.

В пользу того, что книга была написана самим Кроули, говорит и его поведение после написания книги. Вот как его характеризует М. Бут: «На самом деле Кроули был возмущён содержанием книги. Провозглашаемые ею идеи находились в противоречии с его собственными принципами. «Я даже не испытывал гордости по поводу того, что выбор Тайных Учителей пал на меня, — писал он, — я слишком хорошо осознавал собственную ограниченность и вялость». Весьма вероятно также, что он боялся не столько своей невероятной ответственности перед Тайными Учителями, сколько людского осмеяния за то, что посмел объявить себя голосом новой религии».[41]

Мы можем утверждать, что это был осознанный ход Кроули, совершенный для того, чтобы: с одной стороны, показать свою избранность, подражая древним пророкам которые говорили о том, что не достойны проповедовать, а с другой стороны, чтобы уверить других в том что «Книга Закона» получена путем откровения. Потому, что он уже был скандально известным благодаря своим стихам и никогда не боялся дурной славы, а порой даже искал ее. Кроме того, он уже вел ту жизнь, которую проповедовал в «Книге Закона». Из изложенного ранее мы видим, что он всегда считал себя избранным, и ставил себя выше большинства членов «Золотого Рассвета», и уже тогда, помогая Матерсу, претендовал на лидерство.

Но следует сказать, что мы не можем обвинять Кроули в сознательном мошенничестве, он сам позднее искренне верил в свою избранность и в откровенность «Книги Закона».

После получения «Книги Закона», Кроули послал письмо Матерсу с извещением о том, что наступил «Эон Гора», и что теперь он является избранником «Тайных Учителей».

Первое публичное заявление о том, что он принимает на себя руководство орденом, Кроули сделал в своей редакции «Гоэтии». С тех пор он стал пренебрежительно отзываться о Матерсе и о «Золотом Рассвете». В своих последующих книгах Кроули уверял, что Матерс был морально сломлен, и покинут «Тайными Учителями», такого же мнения придерживались и его последователи. Следует сказать, что это не соответствует действительности, после произошедшего раскола часть ордена известная как «Альфа и Омега» сохранила верность Матерсу, и регулярно получала от него новые манускрипты и инструкции.

Последующее официальное заявление о принятии руководством ордена на себя Кроули сделал в «Liber LXI vel Causae» («Книге Причин»).

9 октября 1906 года Кроули, после нескольких неудачных попыток удалось провести операцию Абрамелина. Это еще более усилило его мысль об избранности «Тайными Учителями». В ходе операции он также пользовался наркотиками: «…воодушевление, вызванное гашишем, смешалось с чув­ствами, навеянными ритуалом; теперь я едва ли могу определить, чему именно я обязан теми или иными свои­ми ощущениями».[42]

В 1909г. Кроули, с одним из своих учеников путешествует по Алжиру, где продолжает вызов тридцати Эфиров. После того как он прошел 14 и 15 Эфиры он стал именовать себя посвященным в «Тайные Учителя» и принял новый девиз, соответствующий степени «Магистр Храма» – Vi Veri Vniversum Vivus Vici (или брат V.V.V.V.V.), что означает «Силой Истины я победил вселенную при жизни».

 

Разумеется, Кроули не стал руководителем «Золотого Рассвета». В 1907г. он основал свой орден, известный как «Серебряная Звезда». «Серебряной Звездой» назывался Третий Орден в иерархии золотого рассвета, посвящения в который не мог достичь ни один человек, членами ордена считались «Тайные Вожди». Кроули заявил, что получил посвящение в степень «Магистр Храма» и разрешение от Тайных Вождей на руководство «Серебряной Звездой».

Он использовал материалы «Золотого Рассвета», но немного упростил материал лекций и ввел некоторые элементы йоги. Кроме того, Кроули переделал ритуалы, придав им менее эзотерическую форму. Ступенчатая структура ордена осталась не измененной, были изменены лишь названия начальных ступеней.[43]

Основой его системы осталось «Древо Жизни»: «Кстати, Кроули уподобил Древо картотеке индексированных записей, в кото­рой каждый символ является конвертом. Это сравнение трудно улучшить».[44]

В марте 1909г. Кроули начал выпуск журнала «Equinox» («Равноденствие»), выходивший два раза в год, который стал официальным печатным органом «Серебряной Звезды» с 1909 по 1914гг. В журнале были опубликованы многие документы и ритуалы первого ордена «Золотого Рассвета», среди которых «Сефер Сефирот» («Книга чисел»), что нанесло серьезный урон и без того шаткому положению ордена.

В том же 1909 году он издал книгу «777», которая являлась набором таблиц соответствий различных систем сефирам «древа», большинство из которых было разработано Матерсом и считалось тайным достоянием ордена.

Кроули, также как в свое время Матерс, записал ряд документов полученных от «Тайных вождей», не подлежащих критике даже со стороны главы ордена. Эти книги были объединены под названием «Святые книги Телемы» и были написаны в период с 1907г. по 1911г.

Получение этих книг также окружено легендой. Кроули говорил, что написал их не сам, а посредством откровения, но отличного от того каким была получена «Книга Закона». «В своих «Исповедях» Кроули говорит об этих книгах с точки зрения Писца: «Дух сошел на меня, я написал множество книг способом, который мне не легко объяснить. Они не были продиктованы, как Книга Закона, но и небыли моим собственным сочинением. Я не могу даже назвать это автоматическим письмом. Могу только сказать, что я не находился в полном сознании в тот момент, когда писал, и чувствовал, что не имею никакого права «изменить» даже написание букв. Книги были написаны максимально быстро, я ни разу не останавливался для обдумывания и не осмеливался исправлять что-либо. Возможно, «безграничное вдохновение» — единственная адекватная фраза, способная что то объяснить….

Стиль этих книг, полностью отличается от того, что я писал сам…

Я не сомневаюсь, что эти книги – работа независимого от меня интеллекта».[45]

В другой дневниковой записи он говорит о написании «Liber LXV»: «Написал [Главы] I и II… снова без тени Самадхи; только чувство, что находился в Своем Самадхи, и писал моим пером, то есть пером писца, — рукой не того, кто способен к рассуждению и т.д., и не а[листера] к[роули], поэта и избранного, а совершенно пассивного человека».[46]

Здесь мы можем увидеть, что Кроули также обосновывает свое положение избранностью свыше, как это делали до него Матерс и Блаватская, и его мнение о самом себе.

В связи с этим интересно отметить, что Кроули использовал интересную практику сознательного раздвоения сознания описанные им в «Liber III vel Jugorum». Подобные советы он давал и своим ученикам, советуя им некоторым приёмом, вроде перемещения своего кольца с одного пальца на другой, создать в себе две личности так, чтобы мысли одной лежали в совершенно иной плоскости, чем мысли другой. Возможно, при написании книг использовалась подобная методика в сочетании с использованием наркотиков, которые на тот момент он употреблял постоянно.

Из всего вышесказанного, мы можем проследить четкую линию преемственности идущую от «Золотого Рассвета». В момент начала самостоятельной деятельности Кроули, «Золотой Рассвет» не прекратил своего существования, но находился в кризисе. Его популярность и влияние резко снижались, в результате освободилось пространство внимания занимаемое им. Кроули воспользовался кризисом в ордене и освободившимся пространством внимания, чтобы на Культурном Капитале, заимствованном у «Золотого Рассвета» основать новый орден. В это время он находился на эмоциональном подъеме, считая себя избранным «Тайными Вождями». Кроули получил большое количество Эмоциональной энергии, участвуя в различных ИР-цепочках. Но он являлся не просто продолжателем традиции. Если бы Кроули был просто комментатором и продолжателем идей Матерса, ему бы не удалось занять место в центре пространства внимания и стать звездой первой величины. Кроули не просто использует разработки ордена, но и добавляет в них идеи «Книги Закона», идущие из других ИР-цепочек. Об этом же говорит Мартин Бут: «В книге присутствовала одна фраза, благодаря кото­рой Кроули стал — и остаётся — известной или, напро­тив, непопулярной личностью, в зависимости от точки зрения. Речь идёт о раблезианском лозунге «Делай что желаешь, таков весь закон».[47]

Этот и еще один его лозунг: «Любовь – есть закон; любовь по доброй воле», сделали его известным и вызвали бурную реакцию у окружающих. Все те, кто знал его, либо восхищались им, либо относились к нему резко отрицательно. Большинство ценило его как эзотерика и резко критиковало его как человека, в том числе его ученик Израэль Регардье, и известная оккультистка Дион Форчун. Кроули обладал неистощимой энергией, ведя очень насыщенную жизнь, все кто попадал в его окружение, даже на короткий промежуток времени, оставались физически и морально истощенными. Фрэнсис Кинг говорил, что: «Один оккультист, который приблизительно в тот же период также входил в окружение Кроули, рассказывал мне, что ему самому часто требовалось четыре или пять дней, что­бы прийти в себя от проведенного вместе с Кроули уик-энда. «Мало спишь, — рассказывал он, — ощущение такое, что все 24 часа в сутки проводишь за разговорами, иг­рой в шахматы, употреблением виски и слушанием сти­хов. И если помимо этого еще пытаешься изучать кроулианскую систему магии, то испытываешь почти что невыносимое напряжение».[48]

Неистощимая энергия Кроули делала его еще более популярным, что помогло ему занять видную нишу в пространстве внимания.

 

Заключение

В проделанной работе нам удалось решить все поставленные задачи. Мы рассмотрели историю и учение «Золотого Рассвета» и выяснили их истоки. Нам удалось проследить интеллектуальные цепочки идущие от идей французского мага Элифаса Леви, который способствовал возрождению интереса к оккультизму и открыл широкой публике некоторые каббалистические идеи. А также от, британского мага и астролога королевы Елизаветы I, Джона Ди, разработавшего систему енохианской магии. И от масонских и розенкрейцерских орденов, существовавших в то время в Европе.

Также нам удалось выяснить взаимосвязь идей «Книги Закона» с рядом идей енохианской магии. Нами было представлено несколько параллельных мест между «Книгой Закона» и енохианскими ключами, с которыми Кроули познакомился в «Золотом Рассвете». Эта схожесть видна и в главном лозунге Кроули: «Делай что желаешь, таков весь закон». Джон Ди в свое время говорил: «Делай то, что приносит тебе наибольшее удовольствие».

Для создания своего ордена Кроули пользовался материалами «Золотого Рассвета». Он лишь несколько изменил лекции и структуру ордена. За основу его учения бралось учение разработанное Матерсом. Ритуалы «Серебряной Звезды» были также переработанными ритуалами «Золотого Рассвета».

В работе нам удалось построить интеллектуальную сеть эзотерических сообществ повлиявших на появление учения Кроули. Мы также выяснили, что Кроули не был простым комментатором идей Матерса, иначе ему не удалось бы занять нишу в ядре пространства внимания. Его отличало его собственное учение. Он базировался не только на учении «Золотого Рассвета», мы можем проследить также ряд других интеллектуальных цепочек, в которые Кроули был включен. Это, например, взаимосвязь идей Кроули с идеями Ницше. Но главной отличительной особенностью учения Кроули является то, что он соединил в своем учении две крупные интеллектуальные сети: одна из них – западная, рассмотренная в этой работе, а другая – Восточная, находящаяся за пределами данного исследования.

 

Список использованной литературы:

  1. Андреэ И. Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459 / Пер. с немецкого. М.: Энигма, 2003. – 304 с.
  2. Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Святая Кровь и Святой Грааль. М.: Эксмо, 2006. – 496 с.
  3. Библиотека Гримуаров Алистера Кроули / Пер. с англ. творческая группа «Телема». М.: Велигор, 2003. – 576 с.
  4. Большой ключ Соломона / Пер. с англ. творческой группы «Телема». Т.: Kolonna Publications, 2006. – 184 с.
  5. Бут М. Жизнь мага: биография Алистера Кроули / Пер. с англ. Н. Макаровой. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004. – 672 с.
  6. Кавендиш Р. Магия Запада. М.: АСТ; СПб.: Ост, 2006. – 382 с.
  7. Кинг Ф. Современная ритуальная магия. М.: Локид, Миф, 1999.– 368 с.
  8. Колесов Е. Магика как система. М.: Велигор, 2003. – 352 с.
  9. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: 2002. – 1284 с.
  10. Кроули А. КАББАЛА Алистера Кроули / Пер. с англ. Л. Мурадян, Ш. Еремян. М.: ОДДИ – Стиль, 2003. – 448 с.
  11. Кроули А. Книга Закона. Книга Лжей / Пер. с англ. Е. Колесов. П.: Алмазное сердце, Золотое сечение, 2005. – 300 с.
  12. Кроули А. Лунное дитя Лжей / Пер. с англ. Е. Колесов. П.: Алмазное сердце, Золотое сечение, 2005. – 300 с.
  13. Кроули А. Святые Книги Телемы / Пер. с англ. творческая группа «Телема», С.С. Федоров, А.А. Чернов. Т.: Kolonna Publications, 2006. – 300 с.
  14. Магические пантеоны: божества западных эзотерических традиций / Пер. с англ. О. Перфильева. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2002. – 400 с.
  15. Регарди И. Каббала / Пер. с англ. В. Нугатов. М.: Энигма, 2005. – 304 с.
  16. Регардье И. Древо Жизни: иллюстрированная книга магии / Пер. с англ. И. Гаврилова. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2003. – 496 с.
  17. Тисон Д. Подлинная магия ангелов / Пер. с англ. В. Венюковой. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 345 с.
  18. Форчун Д. Мистическая Каббала / Пер. с англ. под ред. А. Костенко. М.: София, 2004. – 352 с.
  19. Форчун Д. Психическая самозащита / Пер. с англ. под ред. И. Старых. М.: София, 2004. – 272 с.
  20. Форчун Д. Эзотерическая философия любви и брака / Пер. с англ. М.: София, 2006. – 256 с.
  21. Фрер Ж.-К. Сообщества Зла, или Дьявол вчера и сегодня. М.: Аграф, 2000. – 272 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Иерархия «Золотого Рассвета»

Бездна

Иерархия «Золотого Рассвета» также была построена на древе жизни, это не один Орден, а целых три. Их можно суммировать в виде следующей таблицы:

 

ПЕРВЫЙ ОРДЕН

(«Золотой Рассвет»)

Ступень                             Числовой символ

Неофит                                     0° = 0°

Ревнитель                                1°= 10°

Теоретик                                  2° = 9°

Практик                                   3° = 8°

Философ                                  4° = 7°

Связующий Повелитель Путей Врат в Скинии Адептов.

 

ВТОРОЙ ОРДЕН

(«Рубиновая Роза и Золотой Крест»)

Ступень                                  Числовой символ

Младший Адепт-Ревнитель          5° = 6°

Младший Адепт-Теоретик           5° = 6°

Старший Адепт                             6° = 5°

Свободный Адепт                         7° = 4°

 

ТРЕТИЙ ОРДЕН.

(Тайные Вожди)

Магистр Храма                              8° = 3°

Маг                                                  9° = 2°

Ипсиссимус                                    10°=1°

Где первая цифра соответствует ступени посвящения, а вторая номеру сефиры на Древе Жизни.

Каждая степень, кроме степени неофита, соответствовала сефире каббалистического древа. Ступень Ревнителя соответствовала стихии земли, Теоретика – воздуху, Практика – воде, Философа – огню. Последняя ступень Первого ордена не приписывалась ни одной из сефирот а соответствова­ла Непроявленному Божеству Парокет, Завесе Храма, отде­ляющей четыре низшие сефирот на Древе Жизни от Тиферет, центра, которому соответствуют все Умерщ­вленные и Воскресшие Боги. Эта последняя ступень соот­носится с «пятым элементом» — или Духом, символически изображаемым в виде Крылатого Яйца. Следующая ступень Младшего адепта была разделена на две, и считалась наивысшей. Она символизировала смерть и воскрешение Христиана Розенкрейца. Позднее после расколов произошедших в ордене, была введена ступень Старшего Адепта. Степень Свободного Адепта была просто почетным званием руководителей ордена. Выше четвертой сефиры находится так называемая пропасть, за которую не может проникнуть ни один человек. Членами третьего ордена считались «Тайные вожди».

 

В ордене «Серебряной Звезды», Кроули изменил название нескольких ступеней:

Кандидат                                 0° = 0°

Неофит                                    1°= 10°

Ревнитель                                2° = 9°

Практик                                   3° = 8°

Философ                                  4° = 7°

Господин Предела

Младший Адепт                     5° = 6°

Остальные ступени остались такими же, как в «Золотом Рассвете».

[1]              В других переводах «Золотая Заря».

[2]              Кинг Ф. Современная ритуальная магия. С 59-61

[3]              Грир Д.М. Осирис и Христос \\ Магические пантеоны: Божества западных эзотерических традиций. С 350

[4]              Кинг Ф. Современная ритуальная магия. С 102

[5]              Кинг Ф. Современная ритуальная магия. С 63-66

[6]              Кинг Ф. Современная ритуальная магия. С 66

[7]              Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 126

[8]              Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 136-137

[9]              Бут  М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 137

[10]            Кроули А. Каббала Алистера Кроули. С 108

[11]            См. Приложение

[12]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 145-146

[13]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 146

[14]            Коллинз Р. Социология философий. С 66-67

[15]            Коллинз Р. Социология философий. С 77

[16]            Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г.Святая Кровь и Святой Грааль. С 153-154

[17]            Форчун Д. Мистическая каббала. С 54

[18]            Форчун Д. Мистическая каббала. С 54, 57

[19]            Форчун Д. Мистическая каббала. С 36-37

[20]            Fama Fraternitatis / Андреэ И.В. Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459. С 145-146

[21]            Тисон Д. Подлинная магия ангелов. С 278

[22]            Тисон Д. Подлинная магия ангелов. С 278

[23]            Тисон Д. Подлинная магия ангелов. С 288

[24]            Андреэ И.В. Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459. С 123

[25]            Регардье И. Древо Жизни. С 317

[26]            Регардье И. Древо Жизни. С 323

[27]            Регардье И. Древо Жизни. С 328

[28]            Регардье И. Древо Жизни. С 333

[29]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 176

[30]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 252, 255

[31]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 257-258

[32]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 254

[33]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 255

[34]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 256

[35]            Кроули А. Книга Закона II: 21 / Святые Книги Телемы. С 87

[36]            Кроули А. Книга Закона II: 58 / Святые Книги Телемы. С 90

[37]            Кроули А. Книга Закона III: 3 / Святые Книги Телемы. С 92

[38]            Кроули А  Книга Закона III: 18 / Святые Книги Телемы. С 93

[39]            Кроули А. Книга Закона I: 51 / Святые Книги Телемы. С 83

[40]            Тисон Д. Подлинная магия ангелов. С 69-70

[41]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 258

[42]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 330

[43]            См. Приложение

[44]            Форчун Д. Мистическая каббала. С 71

[45]            Святые Книги Телемы. С 11

[46]            Святые Книги Телемы. С 12

[47]            Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. С 256

[48]            Кинг Ф. Современная ритуальная магия. С 228