26 октября, 2017

Оккультное возрождение конца XIX и начала XX столетий

картинка оккультное возрождение конца XIX и начала XX столетий

Введение   

В 19 веке в Европе началось, так называемое, «оккультное возрождение». Мы можем говорить о том, что оно не закончилось до сих пор. Оно было вызвано ослаблением позиций церкви (Католической — во Франции и Англиканской — в Англии). И расцветом науки, открытия которой подрывали догматы церкви. В то время как, оккультные доктрины легче соединялись с научными открытиями. Кроме того, европейцы «открыли» для себя Восток. Были сделаны первые переводы китайских и индийских классических текстов.

У основания оккультного возрождения стояли две знаменитые личности: Элифас Леви и Елена Петровна Блаватская, основательница Теософского Общества. Именно теософы провозгласили идею синтеза науки, религии и философии. Эта идея вместе с лозунгом «Нет религии выше Истины» была поддержана другими оккультными группами.

Элифас Леви (Альфонс-Луи Констан) родился в семье бедного сапожника. С детства проявлял незаурядные способности в изучении наук, за что был взят на бесплатное обучение в церковную школу. По ее окончании поступил в семинарию Сен-Сюльпис.  Однако перед получением сана решает жениться и оставляет карьеру священника (Существует ряд других версий: 1) он был рукоположен в сан священника и был в последствии отлучен за изучение магии; 2) он никогда не был лишен сана). Возможно, еще в семинарии, или вскоре после ее окончания он проявляет интерес к изучению оккультных наук и магии. В книге «Святая Кровь и Святой Грааль»! авторы упоминают о том, что Леви, вместе с Полем Кристианом (Жан Батист Питуа) работал в библиотеке Арсенала, где было собрано большое количество книг по каббале и магии. Также у него была обширная личная библиотека, состоявшая, в том числе, из редких манускриптов. Леви популяризировал и романтизировал искусство магии. Наиболее известными его работами являются: «Учение и ритуал высшей магии» (вышедший как две отдельные книги), «История магии» и «Ключ великих таинств»[1].

В данной работе я хочу рассмотреть две традиции идущие от Элифаса Леви, наиболее известные в Европе. Это орден «Золотого Рассвета» и группы основанные Папюсом.

Золотой Рассвет

В Англии в 1801г. Френсис Баррет издает работу под названием «Маг», которая долгое время использовалась как учебник по алхимии и церемониальной магии. Книга Баррета вместе с работами Леви легла в основу учения ордена «Золотой Рассвет». Во многом благодаря деятельности и учениям этого общества ритуаль­ная магия выжила в Великобритании и в США. Его членами были У.Б.Йетс, поэт и лауреат Нобелевской премии (увлекавшийся черной магией); Фло­ренс Фарр, актриса; Алистер Кроули, называвший себя инкарнацией Леви, поэт и демонический пророк новой религии Телема и основатель ордена «Astrum Argentum», впоследствии внешний глава «Ordo Templi Orientis»; А.Э. Уэйт известный масон, автор наиболее популярной колоды карт Таро и переводов работ Леви, С.Л. Мак-Грегор Матерс глава ордена, автор большинства ритуалов, переводчик «Разоблаченной Каббалы» Кнорра фон Розенрота и  Ряда магических Гримуаров; У.У. Уэсткотт бывший другом Е.П. Блаватской (написал ряд статей для ее «Теософского словаря»), перевел на английский «Книгу Творения» (Сефер Йецира), «Халдейские пророчества Зороастра»; Дион Форчун (Виолетт Мери Ферт) автор «Мистической каббалы» и «Психической самозащиты», основательница «Братства Внутреннего Света» существующего до настоящего времени»; Израэль Регардье, работал одно время секретарем Кроули, автор комментариев ко многим его работам, но главной работой которого, является издание всех ритуалов «Золотого Рассвета». В орден также входило несколько служителей Англиканской церкви.

Основание общества покрыто тайной, существует по крайней мере три версии его возникновения. Приведу наиболее правдоподобную из них.

Трое из четырех основателей «Золотого Рассвета» были также членами Розенкрейцерского общества Англии. Четвертый, А.Ф.А.Вудфорд, был близким другом Кеннета Маккензи и фактически он составил многие статьи для «Энциклопедии масонства» Маккензи. Вудфорд получил диплом по теологии в Дареме и, проработав несколько лет сельским священником, поселился в Ноттинг-хилле, где также вел приход. Когда в 1885г. умер Фред Хокли, мистик, ясновидец и, как предполагают, маг, некоторые его бумаги достались Вудфорду. Среди них Вудфорд об­наружил несколько зашифрованных манускриптов. Это открытие, казалось, не произвело на него должного впе­чатления, так как Уэсткотту об их существовании он со­общил в феврале 1886г. и только летом следующего года прислал их ему для того, чтобы тот вынес свое решение по поводу их ценности.

К сентябрю 1887г. Уэсткотту удалось расшифровать манускрипты. Это была не такая уж трудная работа, хотя, возможно, и кропотливая. Дело в том, что с таким шифром можно было ознакомиться в одной легкодоступной англий­ской работе XVII в. К тому же, как я полагаю, этот шифр пер­воначально был заимствован из «Полиграфии», книги зна­менитого аббата Тритемия. Расшифрованные манускрипты оказались схематическим описанием на английском языке пяти до сих пор неизвестных ритуалов розенкрейцерского происхождения. Эти ритуалы наблюдались автором, по-ви­димому, в Германии, так как в одном из манускриптов был помещен адрес некой Анны Шпренгель, проживающей в Нюрнберге и предположительно являющейся розенкрейце­ром высокой степени посвящения. Уэсткотт был в восторге от своего открытия и обра­тился к СЛ.Мак-Грегору Матерсу, уже имевшему хорошую репутацию благодаря своим обширным знаниям в области оккультных наук, с целью получить еще одно мнение по поводу ценности манускриптов. Матерс отозвался о манус­криптах положительно, и Уэскотт предложил объединить­ся для того, чтобы провести работу по доработке ритуалов и в дальнейшем скомпоновать их в единую систему, прием­лемую для основания ложи и ее работы. Матерс согласился на это и в качестве третьего компаньона привел некого д-ра В.Р.Вудмана.

В октябре этого же года Уэсткотт послал письмо фрей­лейн Шпренгель по адресу, указанному в манускрипте. Че­рез некоторое время пришел ответ, и, таким образом, завя­залась оживленная переписка, в результате которой было создано практически все оккультное учение, а Уэскотт, Матерс и Вудман были возведены в почетную степень Свободных Адептов (7° = 4°). Также пришло разрешение на ос­нование Храма «Золотого Рассвета», с целью работы над пятью ступенями, основные принципы которых изложены в зашифрованных манускриптах. Таким образом, в 1888г. появился Храм «Золотого Рассвета» «Исида-Урания». Его со­здание совпало с периодом, когда многие люди стали про­являть недовольство наукой ХIХ в., ухитрявшейся совмещать свой патетически самоуверенный материализм с рабской приверженностью всем глупостям господствующей религии. Те, кого привлекало спиритическое и философское со­держание теософии Блаватской, но отталкивало ее восточное оформление, начали примыкать к «Золотому Рассвету».

В течение короткого времени к Храму «Исида-Урания», на­ходящемуся в Лондоне, были добавлены новые храмы: Храм «Осирис» в Уэстон-Сьюпер-Мэр, Храм «Гор» в Брэдфорде и Храм «Амон-Ра» в Эдинбурге. Несколько лет спустя Матерс в Паже основал Храм «Ахатор».

В 1891г. внезапно прекратилась переписка с Анной Шпренгель. Из Германии Уэсткотту пришло сообщение о том, что (а) его корреспондент умер; (б) ее компаньоны не одобряли (хотя и не препятствовали) ее преподавательскую деятельность и (с) никакой дальнейшей информации анг­лийским оккультистам дано не будет. Если же они желают установить связь с Тайными Вождями Ордена, то должны сделать это сами.

В 1892г. Матерс заявил, что он установил такую связь. Затем он основал Второй Орден, известный как «Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста», и снабдил его ритуала­ми, основанными на традиционной версии легенды, пове­ствующей о том, как был найден склеп Христиана Розенкрейца. Ритуалы были приняты. Также была создана «Скиния Адептов» как орган контроля над деятельностью храмов «Золотого Рассвета», находящихся на низших ступенях в иерархической лестнице этой организации. О том, как Ма­терс установил контакт с Тайными Вождями и каким обра­зом создавал ритуалы, можно узнать из его собственного описания, оставленного им для истории Ордена:

Еще до учреждения «Скинии Адептов» возникла не­обходимость в некоем достойном члене, избранном специально для поддержания связи между Тайными Вождями и структурами Ордена более низкого ранга. Было очевидно, что этим человеком должен стать я — так как я, обладая необходимой и специфической об­разовательной базой, на основе своих глубоких знаний в оккультной и археологической сферах не только был готов, но и имел сильное желание полностью и беспре­кословно подчиниться тайным вождям…

Что касается Тайных Вождей, передавших мне муд­рость Второго Ордена — я ничего не могу о них сказать. Мне не известны даже их земные имена. Я знаю их только по некоторым доступным мне секретным деви­зам. К тому же они очень редко связывались со мной, находясь в своем физическом теле. Если такая встреча была необходима, то время и место оговаривалось ими астрально. Они являлись мне во плоти в предваритель­но назначенное время и в заранее условленном месте. Лично я верю, что они — человеческие существа, живущие на этой Земле, но обладающие неимоверной сверхчеловеческой силой.

Когда такая встреча проходила в многолюдном месте, внешне они ничем не отличались от обычных людей, но при этом выделялись превосходным здоровьем и огром­ной трансцендентальной энергией, независимо от того, чей облик они принимали — молодого или зрелого чело­века, причем эти качества были присущи им всегда. Тра­диционно считается, что такое прекрасное физическое состояние дарует им Эликсир Жизни, тайной которого они обладают.

Когда же встреча проходила в месте, недоступном для внешнего мира, они были одеты в символические мантии с вышитыми на них знаками отличия.

В те редкие встречи, когда я общался с ними на фи­зическом плане, я ощутил, насколько тяжело для обыч­ного человека, даже если он продвинутый оккультист, выносить присутствие Адепта, пребывающего в физи­ческом теле… Я не имею в виду, что физическое обще­ние с ними оказывало на меня такое же влияние, как и воздействие магнетизма, следствием которого явля­ется физическое истощение, совсем наоборот. Возни­кало ощущение, что вы вступили в контакт с ужасной силой, производящей на человека такое же воздей­ствие, как близкий удар молнии, с той лишь разницей, что продолжительность воздействия этой силы не столь кратковременна. И в том и в другом случае у че­ловека перехватывает дыхание. И если это так подей­ствовало на такого человека как я, имеющего опыт в оккультной работе, то трудно представить, что менее продвинутый оккультист сможет выдержать подобное напряжение даже в течение пяти минут и при этом остаться в живых.

От Тайных Вождей я получил почти полный объем знаний Второго Ордена. Это происходило различны­ми способами: посредством ясновидения — через аст­ральную проекцию с их и моей сторон; с помощью стола для спиритических сеансов и с помощью коль­ца и диска; иногда — посредством Прямого Голоса, воспринимавшегося физическим слухом, как моим, так и Вестиджии (Вестиджия — сокращенная форма от Vestigia Nulla Retrorsum, маги­ческий девиз жены Матерса), иногда путем копирования из книг, которые каким-то образом возникали передо мной и исчезали из моего видения по окончании переписы­вания; иногда это было астральное свидание в опре­деленном месте, до этого мне неизвестном. Свидание назначалось таким же образом, как и в те редкие слу­чаи, когда мы договаривались о встречах на физичес­ком уровне.

Как вы понимаете, такая работа требовала огромного напряжения. Особенно тяжело было получить ритуал Z, тогда я думал, что это убьет меня или Вестиджию, или нас обоих.

Следствием приема, а затем и проверки принятого сообщения, являлось невыносимое напряжение, кото­рое приводило к нервному истощению, сопровождав­шееся в то же время обильным холодным потом и силь­ным кровотечением из носа, рта и иногда из ушей.

Вы знаете, какое предельное и длительное внимание необходимо, чтобы получить достоверные и полные ответы посредством спиритического стола или кольца с диском. Добавьте ко всему этому церемонии вызыва­ния духов, почти что постоянную борьбу с враждебны ми демоническими силами, стремившимися помешать прохождению и получению Священного Знания, и не­обходимость постоянно устремлять свое сознание к высшему Я.

Интересно отметить, что позже (в 1916г.) Уэсткотт при­знался в том, что материалы, на которых Матерс основывал ритуалы Второго Ордена, были заимствованы у континентального Адепта Брата Lux Tenebres. Члены «Золотого Рассвета» утверждали, что этот Брат Lux Tenebres в обычной жизни был известен как д-р Тиссен или Тилсон из Льежа. Долгое время я предполагал, что этот доктор фактически и есть один из «Аст­ральных Вождей» Матерса и что он не существовал на физи­ческом плане, но на данный момент я обладаю достоверной информацией, доказывающей, что имя д-ра Тилсона было известно в бельгийских мартинистских кругах на рубеже XIX и ХХвв.

«Золотой Рассвет» развил идею Леви о соответствии карт Таро путям Древа Жизни, усовершенствовал и упорядочил енохианскую систему магии и енохианский язык Джона Ди и Эдварда Келли (Кроули впоследствии удалось вызвать все 30 этиров), Матерсу удалось воссоздать наиболее полные версии магических Гримуаров, сравнивая различные копии и восстановить большинство надписей на пантаклях искаженных переписчиками. Кроме того эти гримуары были изданы большим тиражом (до этого существовали только в виде рукописей). Орденом были разработаны церемонии посвящения и астральных путешествий связанные со структурой Древа Жизни». Была создана система соответствий между различными пантеонами и соотнесения их с путями на Древе. Разработан ряд ритуалов церемониальной магии и магических инструментов. В принципе мы можем говорить, что большинство современных систем магии (если речь идет о серьезных исследователях, а не о колдунах) являются вариациями системы «Золотого Рассвета». Кроме того практики прорицания на картах Таро берут начало в методиках ордена.

В 1900г. Вскоре после вступления в орден Кроули (1898г.), произошел бунт и Матерс был смещен с поста главы ордена. Вскоре орден раскололся на две части: «Stella Matutina» поддерживавшим связи с Рудольфом Штайнером; и «Альфа и Омега» сохранившим верность Матерсу. После того как все материалы ордена «Золотой Рассвет» были опубликованы Израэлем Регардье оба ордена были закрыты.

Орден «Золотого Рассвета» был восстановлен Израэлем Регардье в Америке где существует и сейчас.

Папюс и его последователи

      Во Франции продолжателем идей Леви явился Папюс (Жерар Анаклет Винсент Анкосс. Он родился в Ла Корука в Испании 13 июля 1865 года. Его мать была испанкой, а отец — французом. Глава семейства Луи Анкосс был химиком. Когда Жерару было 4 года, его родители перебрались в Париж, где он и получил образование. Интерес к оккультизму возник во время обучения в медицинском университете. В молодости Анкосс провел много времени в Парижской Национальной Библиотеке за изучением Каббалы, Таро, магии, алхимии и работ Элифаса Леви. Псевдоним «Папюс», который Анкосс взял впоследствии, означал «врач». Папюс прославился прежде всего как автор более 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Он считался видной фигурой в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца XIX и начала XX столетий.

В октябре 1887 года Папюс вступил во Французское Теософическое Общество, однако, вскоре покинул его, так как был недоволен тем, что Теософическое Общество сосредоточило все свое внимание на восточном оккультизме. Он также был членом Герметического Братства Света. В 1888 году Папюс вместе со своим другом Люсьеном Шамуэлем основали стали издавать его ежемесячный журнал «L’Initiation» («Посвящение»), выходивший до 1914 года.

Его первым настоящим учителем в интеллектуальных вопросах оккультизма был маркиз Джозеф Александр Сент-Ив д’Альвейдер (1842-1910 гг). Сент-Ив унаследовал архив одного из великих основателей французского оккультизма, Антуана Фабра де Оливе (1762-1825 гг.), и вероятно, именно Сент-Ив представил Папюса маркизу Станисласу де Гюайте (1860-1898 гг.).

Станислас де Гюайта один из известнейших оккультистов XIX века. Многие исследователи говорят о том, что Гюайта был «Алистером Кроули XIX века», и действительно его фигура очень противоречива. В своих работах[2] он пытается разобраться в природе зла и критикует его служителей (орден «Розы-Креста» был создан для борьбы с темными оккультистами), в то же время в них прослеживается патологический интерес автора к подобным вещам (он очень много описывает принадлежности и церемонии черных культов). Его, также как и Кроули обвиняли в сатанизме.

В 1888 году Папюс, Сент-Ив и де Гюайта, объединившись с Джозефом Пеладаном и Освальдом Виртом, основали Каббалистический Орден Розы-Креста.

Папюс был участником знаменитой «Магической войны» между Гюайтой и аббатом Булланом. 12-15 мая 1891 года Папюс участвовал в знаменитых дуэлях между Гюайтой и писателем Жюлем Буа, нападавшим на Гюайта в печати. Буа, в свою очередь, оказался вовлеченным в «магическую войну» между Гюайтой и его соперником аббатом Булланом. Буллан был главой раскольнического отделения Oeuvre Lа Misеricorde («Труд Милосердия»), оккультной церкви, основанной Эженом Винтра в 1851 году. Одним из эпизодов этой войны стала публикация романа Жориса Карла Гюисманса «La Bas» («Там внизу»), поразительная история магов-сатанистов, в которых легко можно было угадать самого Гюайта и его знакомых.

В первый раз Буа и Гюайта дрались на пистолетах. Буа ожидал, что зловещие магические влияния скажутся на результате поединка; Однако все произошло иначе. По дороге к месту дуэли на его лошадь напал необъяснимый ужас, и этот припадок чуть не стоил оккультисту жизни. Но во время поединка ни Гюайта, ни Буа не пострадали. Впоследствии обнаружилось, что оружие одного из них (кого именно, так никогда и не выяснилось) дало осечку, и пуля не вылетела из ствола.

Второй поединок был на саблях. Дрались Буа и Папюс. На сей раз, по пути к месту дуэли, карета Буа опрокидывалась дважды. Но во время поединка Папюс и Буа лишь слегка ранили друг друга и позже сделались большими друзьями.

После смерти Гюайта в 1897 году (от передозировки наркотиков), Папюс стал последним руководителем Кабалистического Ордена Розы-Креста.

В 1891 году Папюс создал Орден Мартинистов. Он был основан на двух угасших масонских обрядах: Обряде Избранных Священников Мартинеса Паскалиса, или Паскуалиса (1700-1774 гг.); и Восстановленный Обряд Святого Мартина Луи Клода Сен-Мартена (1743-1803 гг.), ученика Паскуалиса, писавшего под псевдонимом «Неизвестный Философ». В ордене Мартинистов было три степени посвящения. Папюс утверждал, что ему достались оригиналы произведений Паскуалиса, а полномочия Обряда Святого Мартина были даны ему его другом Генри Висконтом Делаагом. Сам Делааг утверждал, что его дед по матери был введен в орден непосредственно Сен-Мартеном, в 1887 году он даже попытался восстановить орден самостоятельно. Выдержав испытание временем, орден и сегодня продолжает его дело.

В 1893 году Папюс был одним из первых посвящен в епископы Гностической церкви Франции Юлиусом Дуанелем, который основал ее в 1890 году с целью восстановить религию катаров. В 1895 году Дуанель сложил полномочия Примаса Гностической церкви Франции, оставив управление Церковью синоду из трех его прежних епископов, одним из которых был Папюс.

В книге «Святая Кровь и Святой Грааль»[3] упоминается, что 23 марта того же самого года Папюс вступил в Храм Ахатор Ордена «Золотой Зари» в Париже. Его членство там скорее всего носило символический характер т.к. он не использует в своих работах идеи ордена, а местами они противоречат идеям «Золотого Рассвета». В своей книге «Генезис и развитие масонских символов» Папюс и сам говорит об этом: «Многие из иностранных Верховных Советов оказали мне высокую честь, занеся меня в списки своих почетных членов или же поместив меня среди числа своих представителей во Франции».

Папюс никогда не принадлежал к регулярному масонству Великого Востока. Напротив, он критиковал его за то, что оно (в отличие от Тайного Христианства Гностической церкви, Каббалистического ордена Розы-Креста и Ордена Мартинистов) отменило для своих членов обязательную веру в Верховное существо и стало атеистическим. 12 июля 1899 года, стремясь соединить свой Орден с оккультным масонством. Папюс был инициирован в лишь масонский обряд Мемфиса и Мицраима, не признаваемый «регулярным масонством».

В 1907 году Анкосс и Луи-Софрон Фугерон (оба — епископы Гностической церкви Дуанеля) совместно с Жаном Брико (который состоял в Ордене Мартинистов) основали Католическую гностическую церковь которая включила в себя некоторые обряды Римско-католической церкви. Год спустя она была переименована во Вселенскую гностическую церковь.

24 июня 1908 года Папюс организовал в Париже конгресс масонов и спиритуалистов, получивший название «Международной масонской конференции». На ней Папюс получил от главы О.Т.О. Теодора Ройсса (Мерлин Перегринус, 1855-1923 гг) патент на учреждение в Париже «Высшего Великого Генерального Совета Объединенных обрядов Древнего и Общедоступного масонства для Великого Востока Франции и зависимых от него стран». Очевидно тогда же Ройсс даровал Папюсу X° (административный градус) O.T.O. для Франции. В свою очередь Папюс посвятил Ройсса в епископы Католической Гностической церкви, что впоследствии позволило ему включить эту Церковь в систему О.Т.О. В 1913 году, после смерти известного масона Джона Яркера, Папюс был избран его преемником в должности Великого Иерофанта (международного главы) Древних и Общедоступных обрядов Мемфиса и Мицраима.

Папюс трижды — в 1901, 1905 и 1906 годах — посещал Россию с лекциями по магии и оккультизму. Известно также, что он консультировал царя Николая II и царицу Александру как врач и оккультный советник. В октябре 1905 года Папюс предположительно вызывал дух Александра III, отца царя Николая, который предсказал, что царь потерпит крушение от рук революционеров. Говорят, Папюс пообещал царю магически отсрочить исполнение пророчества Александра, по крайней мере, до своей смерти (его заявление оказалось вполне точным, Николай потерял свой трон через 141 день после смерти Папюса). Хотя для царя и царицы Папюс, вероятно, был не более чем шаманом, интересно, что в дальнейшем он пытался оказывать им помощь в принятии государственных решений. К примеру, в последующей переписке он неоднократно предупреждал их против влияния Григория Распутина.

В Петербурге Папюс основал отделение своего ордена, главой которого был Георг Оттонович Мёбес (известный как Г.О.М.), автор наиболее полного на данный момент курса введения в оккультизм, написанного на русском языке[4], однако название ордена в России неизвестно (возможно с Папюсом сотрудничала одна из масонских лож).

Стоит отметить, что из всех оккультных авторов конца XIX — начала XX веков Папюс самый «издаваемый» в России.

Заключение

В данной работе я попытался изложить информацию об оккультных группах «Западной традиции» в исторической ретроспективе, без углубления в их доктрины, и показать их влияние на современное состояние эзотерики. Сейчас наблюдается такой же интерес к эзотерике, как и 100 лет назад, но новые школы это — хорошо забытые старые, и без знания основных источников их бывает очень трудно понять. Кроме рассмотренных мною групп в Европе активно развивались и другие движения, оставившие неизгладимый след в истории, в частности уже упомянутые мной Теософское и Антропософское общества, многие из которых существуют и сейчас. В истории нашей страны было также много любопытных мистиков и оккультистов, таких как Даниил Андреев, Г. Гурджиев, П.Д. Успенский, семья Рерихов и др. Сейчас появилось больше возможности для изучения этих направлений, переводятся работы как самих магов, так и их биографов и исследователей.

 

Список литературы:

  • Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Святая Кровь и Святой Грааль.- М.: Эксмо, 2006г.
  • Папюс. Генезис и развитие масонских символов.- М.: Энигма, 2006г.
  • Кавендиш Р. Магия Запада.- М.: АСТ; СПб.: Ост, 2006г.
  • Кинг Ф. Современная ритуальная магия.- М.: Локид, Миф, 1999г.
  • Леви Элифас. Учение и ритуал.- М.: Эксмо, 2004г.

! В других источниках данная информация не упоминается.

[1] На русском языке вышли: Учение и ритуал, названные «Учение и ритуал высшей магии» и «Учение и ритуал трансцендентальной магии» соответственно; также «История магии». Ключ великих таинств на русском языке пока не издан.

[2] Наиболее известной работой является трехтомник «Змей Книги Бытия», 1-й том которого издан в России.

[3] Данная информация приводится и в ряде других источников, поэтому я считаю ее достоверной.

[4] Г.О.М. «Курс энциклопедии оккультизма.

Если вам понравилась эта статья, вам может быть интересно прочитать другие публикации в моем блоге.