26 октября, 2017

Функции эзотерических групп в социальном пространстве

картинка функции эзотерических групп в социальном пространстве

ФУНКЦИИ ЭЗОТЕРИЧСКИХ ГРУПП В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ[1]

Эзотерические общества являются важной составной частью социального пространства. Подобные группы существуют на протяжении всей истории человечества. Но несмотря на их большое влияние на общество они остаются мало изученными. Во многом это обусловлено отсутствием подходящей методологии для их исследования.

Предлагаемый институциональный подход, предполагающий рассмотрение эзотерики как социального института, и с успехом использовавшийся в социологии и истории философии Т. Парсонсом, Ю.А. Шичалиным, В.К. Шохиным, Д.Б. Зильберманом и др., имеет бόльшие эвристические возможности, чем дескриптивный подход использовавшиеся ранее. Он позволяет выявить причины возникновения и угасания эзотерических групп; проследить механизмы их развития; установить каким образом различные эзотерические кружки взаимодействовали друг с другом; и каково было взаимоотношение эзотерических групп с другими социальными институтами.

Цель данной работы: рассмотреть функции выполняемые эзотерическими группами в социальном пространстве, на примере «оккультного возрождения» конца XIX — начала XX вв.

При рассмотрении данных вопросов мы будем использовать институциональную методологию Т. Парсонса, Ю.А. Шичалина, Р. Коллинза.

  1. В рамках «оккультного возрождения» конца XIX — начала XX вв. в Европе появляется ряд эзотерических обществ, среди которых выделяются три ордена:

1) «Розы+Креста» — во Франции, основанный Папюсом (Ж. Анкосс) и Станисласом де Гуайтой.

2) «Золотой Рассвет» («Золотая Заря») — в Англии, основанный С.Л. Мак-Грегором Матерсом, У.У. Уэсткоттом и В.Р. Вудманом.

3) «Орден Восточных Тамплиеров» («Орден Храма Востока», «О.Т.О.») — основанный К. Кельнером и Т. Ройссом в Германии.

Именно эти три ордена и определили дальнейшее развитие эзотерики на Западе.  Важную роль сыграло также «Теософское Общество» Е.П. Блаватской, но оно остается за рамками статьи так как не является продолжением Западной эзотерической традиции.

С точки зрения Т. Парсонса — любой социальный институт выполняет определенные функции и его существование определяется востребованностью этих функций со стороны общества, поэтому для того чтобы определить причины «оккультного возрождения» необходимо определить какие функции выполняет эзотерический орден (подробнее о социальных институтах см.: Парсонс Т., 2002).

Любая эзотерическая группа предлагает своим последователям стабильное положение в обществе, независимое от случайностей. Эзотерическое посвящение предполагает передачу определенной сакральной власти адепту. Это не обязательно власть над другими людьми или материальные богатства, чаще всего это власть над собственной судьбой, независимость от случайностей, положения звезд, болезней, смерти и т.п. Кроме того эзотерический институт выполняет интегративную функцию – определяет место и роль человека в обществе, а также определяет те ценности с помощью которых человек ориентируется в жизни и формирует свое окружение. Также можно отметить высокую солидарность членов эзотерической группы, внутри которой складываются особые братские отношения между посвященными. Таким образом эзотерическая группа способствует сохранению чувства онтологической безопасности у своих последователей.

Но, как мы знаем, подобные функции выполняет и религия. Э. Дюркгейм отмечал, что религия способствует укреплению солидаризации членов социальных групп, она помогает человеку обрести чувство онтологической безопасности. А Т. Парсонс говорит о том, что религия играет ключевую роль в процессе интеграции общества: «С точки зрения интеграции социальной системы религиозные убеждения, следовательно, образуют основной стержень, вокруг которого интегрируется система когнитивной ориентации со всеми следствиями ее для действия» (Парсонс Т., 2002, с. 498). Таким образом мы получаем две социальные структуры выполняющие схожие функции. Но как такое явление становится возможным? С нашей точки зрения это происходит в результате кризиса церкви. Сущность этого процесса наиболее ярко выразил Ф. Ницше в словах: «Бог мертв» и «Христианство умерло со Христом на кресте». Как правило, в подобных кризисных ситуациях начинается поиск «утерянных ценностей», предлагаются различные способы выхода из этого кризиса: идея «Сверхчеловека» Ф. Ницше, возврат к первоначальному христианству времен апостолов и др. Один из способов выхода из кризиса как раз и предлагает эзотерика. Эзотерические группы заявляют об обладании древним сокровенным знанием утраченным современным обществом, которое хранилось в среде посвященных и с помощью которого можно восстановить утраченное равновесие. В качестве примера мы можем указать на Элифаса Леви (Альфонс-Луи Констан), история которого служит своеобразной иллюстрацией сложившейся ситуации. Э. Леви был студентом духовной семинарии, но незадолго до ее окончания оставил обучение и увлекся оккультизмом. Он видел в оккультных доктринах своеобразное дополнение к христианскому учению, те «истины» которые были утеряны Католической Церковью. За свою жизнь Э. Леви собрал большую коллекцию текстов по оккультизму, среди которых были редкие рукописи. Именно он стал популяризатором оккультизма во Франции, это его идеи привели к основанию ордена Розы+Креста (Леви Э., 2004; Кинг Ф., 1999).

Кроме того церковь, ослабленная этим кризисом, не могла активно бороться с  эзотерическими группами, что позволило им активно развиваться и привлекать в свои ряды новых последователей. Здесь следует отметить, что эзотерические группы не замещают (и не могут заместить) собой институт церкви, они лишь выполняют сходные функции. Но каким образом  эзотерике удается развиваться в условиях кризисов?

По мнению Г.Г. Копылова: «в методологическом смысле эзотерические учения рядоположны науке и онтологическим подсистемам религиозных учений (и то, и другое, и третье – объясняющие онтологические комплексы)…. Все они суть системы реализации ядерных онтологических построений, формирующие свои миры, внутри которых существующие картины мира являются (локально) истинными» (Копылов Г.Г., 2001, с. 72). То есть эзотерические и религиозные институты развиваются параллельно и не являются полностью взаимозаменяемыми. Кроме того мы должны отметить, что эзотерические группы носят элитарный характер с ограниченным числом членов, это обуславливается самой спецификой эзотерического знания. Вследствие чего, мы можем говорить о том, что эзотерические институты представляют собой особую интеллектуальную сеть (в терминологии Р. Коллинза), существующую в рамках культуры, все эзотерические общества принадлежат одной культурной традиции, которая имеет свою особую преемственность и особые отношения между группами. Таким образом эзотерика, также как и религия, выполняет объясняющую и адаптивную функции, посредством конструирования определенной Картины Мира у своих адептов.

Как мы уже сказали, эзотерические ордена претендуют на обладание  древними сокровенными знаниями. Так ли это на самом деле? Мы не можем подтвердить факт непосредственной преемственности данных групп от древних герметических, гностических и других эзотерических обществ, наоборот история нам свидетельствует об обратном. Но тем не менее мы можем говорить о существовании идейной преемственности.

По своему содержанию, доктрины рассматриваемых нами орденов основываются на идеях герметизма, неоплатонизма, Восточных мистических учений и верованиях древнего Египта. Среди основных книг мы находим: египетскую «Книгу Мертвых», «Сефер Йецира» и «Зогар» — главные книги каббалистики; корпус герметических текстов, «Халдейские Оракулы» — текст появившийся в неоплатонической среде во II в. н.э. и т.п. Но эти тексты получают совершенно иную интерпретацию. Они переосмысливаются основателями и лидерами эзотерических групп с использованием достижений современной науки, философии и с позиций потребностей современного общества.

Посмотрим теперь с этих позиций на доктрины заявленных орденов:

  1. Орден «Розы+Креста» был основан на идеях предшествующих розенкрейцерских, герметических и каббалистических групп, материалы которых были собраны и переосмыслены Элифасом Леви и Папюсом.  Здесь мы видим преемственность идей предшественников посредством текстов.
  2. «Орден Золотого Рассвета» также использовал эти материалы, и работы Э. Леви, но на учение и ритуалы ордена сильно повлияли египетские тексты и работы опубликованные У. Баджем. С.Л. Мак-Грегор Матерс предложил новое понимание текстов «Книги Мертвых», отличное от классического. По его мнению эти тексты можно понимать как посвятительные ритуалы с символическим умиранием и воскресением адепта. На основе этого были выстроены многие ритуалы, в которых использовались тексты из «Книги Мертвых» и египетские облачения, а лица проводившие ритуал – символизировали египетских богов (Кинг Ф., 1999).

Здесь мы видим как старый текст обретает новое толкование и, таким образом, новое бытие. То есть существует преемственность текста, но его толкование и понимание зависит от личности лидера.

  1. «Орден Храма Востока» формируется также под влиянием «новых» текстов и идей. Как раз в это время, Европа знакомится с индийскими текстами и учениями. Знакомство с восточной мистикой во многом определяет направление мыслей таких представителей западного оккультизма как: Е.П. Блаватская, Р. Штайнер, А. Кроули, и в том числе Карл Кельнер и Теодор Ройсс. Они считают, что именно Восток сохранил ту древнюю мудрость, которая была утеряна христианской культурой. Основатели «Ордена Восточных Тамплиеров» были знакомы с масонскими и розенкрейцерскими обрядами, а К. Кельнер утверждал, что он учился у трех Восточных адептов: суфия Солимана бен Айфа и у двух индусов-тантристов Бхима Сена Пратапа из Лахора и Шри Махатма Агамья Парамахамсы.(Орден Восточных Тамплиеров.., 2007). Но здесь мы тоже можем наблюдать не простое принятие восточных учений, а переосмысление их идей на основе Западной оккультной традиции. В результате чего мы получаем своеобразное, самобытное учение, отличное от существовавших ранее.

Во всех трех случаях мы действительно можем наблюдать формальную преемственность учения от древних традиций, но преемственность эта своеобразная, сохраняется только сам текст в то время как его понимание может кардинально меняться. Такая особенность эзотерических учений помогает нам ответить на вопрос: «почему они не теряют своей актуальности?». Этому способствует также то, что эзотерические учения  претендуют на научность и верифицируемость. В этом плане эзотерические институты более стабильны в условиях кризисов. Важно отметить еще одну отличительную особенность эзотерических учений: все они стремятся к синтезу различных религиозных, научных, философских идей и идей других оккультных течений, таким образом получается сложная синтетическая система претендующая на обладание абсолютным знанием.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что эзотерический институт выполняет следующие функции:

1) Интегративную – определяя место и роль человека в обществе, а также определяя те ценности с помощью которых человек ориентируется в жизни и формирует свое окружение;

2) Воспроизводства образца – путем социализации новых членов группы и передачи знаний и определенных ритуалов внутри цепочки взаимодействия «Учитель – Ученик»;

3) Объясняющую и адаптивную – путем конструирования собственной Картины Мира;

4) Обеспечения чувства онтологической безопасности – путем высокой солидаризации между членами группы, и структурированием и опривычиванием потенциально нестабильных сфер жизни;

Таким образом эзотерика являясь объясняющим онтологическим комплексом, рядоположным религии функционально замещает собой институт церкви в момент ее кризисов, но это замещение не может быть полным, в силу ряда особенностей эзотерики, одной из таких особенностей является элитарность эзотерических групп.

 

Список использованной литературы:

  1. Гидденс Э. Социология. М., 1999. 704 с.
  2. Кинг Ф. Современная ритуальная магия. М., 1999. 368 с.
  3. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, 2003. 1208 с.
  4. Копылов Г.Г. Эзотерика, наука, экстрасенсорика: как не быть «лженаукой»//Дискурсы эзотерики (философский анализ). М., 2001. С. 54 – 78.
  5. Леви Э. Учение и ритуал. М., 2004. 704 с.
  6. Орден Восточных Тамплиеров: История и Документы. М., 2007. 80 с.
  7. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. 832 с.
  8. Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2001. 272 с.

[1] Бекарюков М.В. Функции эзотерических групп в социальном пространстве / М.В. Бекарюков // Актуальные проблемы развития социально-политического и религиозного пространства России: сб. ст. / под ред. П.К. Дашковского, Е.В. Притчиной. – Барнаул, 2008. – Вып. 4. С. 60-65.

Если вам понравилась эта статья, вам может быть интересно прочитать о конструировании эзотерической реальности и методологических проблемах изучения эзотерики.