17 октября, 2017

Отзыв на книгу Олега Телемского «На темной стороне Луны»

картинка Максим Бекарюков отзыв на книгу

В ближайшее время, издательство Magic-Kniga планирует выпуск книги Олега Телемского: «На темной стороне Луны». Мне посчастливилось быть одним из тех немногих людей, кто прочитал эту книгу заранее, до выхода тиража в печать. В силу данных обстоятельств, я постараюсь избежать спойлеров и поделюсь с вами своим впечатлением о книге, а также теми размышлениями, на которые она меня навела.

Итак, сначала о книге. Книга «На темной стороне Луны: Боги, демоны, архетипы от Персефоны до Азазеля», разительно отличается от книг, написанных Олегом ранее и от всего того, что мы привыкли видеть в разделе «Эзотерика» на прилавках книжных магазинов. Во-первых, она отличается своей автобиографичностью. Во второй части книги, Олег, откровенно и смело рассказывает о своем пути в оккультизм и психологию, но делает это не сквозь призму биографии личности, а акцентируя внимание на тех силах, богах, или, если хотите – демонах, которые вели его по этому пути, противостояли на нем, или просто встречались.

Каждая глава второй части книги посвящена встрече с той или иной силой: Люцифером, Азазелем, Лилит, или с мифологическим персонажем, таким как Симон Маг или Джон Голт. Несмотря на то, что автор часто называет эти силы на юнгианский манер – архетипами, мне как читателю было четко понятно, что речь идет не о частях психики, а об отдельных независимых сущностях, превосходящих сознания автора.

Во-вторых, книга отличается смелостью и желанием продемонстрировать, что все эти сущности, о встречах с которыми повествует Олег, являются неотъемлемой частью мироустройства и нашей с вами в нем жизни. Находясь в подполье долгое время, сейчас они вновь обретают свободу и занимают положенное им место в мироздании, уже не в качестве демонов, а в качестве древних богов и сил жизни, достраивающих одностороннюю картину до единого целого.

Что касается первой части книги, то она посвящена краткой истории Западного оккультизма и его представителям. Эта часть, по-своему интересна и самобытна. Особенно полезной она будет для тех, кто плохо знаком с историей оккультного движения. Но даже для тех, кто ее изучал довольно долго, как это делал я, она не будет скучной и пустой. Любая история – это еще и авторское прочтение событий. А оно у каждого свое. И Олег делает акценты и подмечает те вещи, которые я бы не заметил.

Конечно, можно сказать, что история западного оккультизма в изложении Олега не свободна от предвзятостей. Автор пытается показать превосходство телемитского дискурса над всеми остальными. Но, полагаю, так делал бы любой на его месте. Я бы даже сказал, что это не минус а плюс изложения. Во-первых, книга не претендует на научный статус, а, следовательно, автору не обязательно прятать свои взгляды и делать вид, что он объективен и не заинтересован.

Во-вторых, в этом проявляется честность как перед читателем, так и перед самим собой и своими богами. Мне сложно представить ситуацию, в которой человек принадлежа какой-то традиции, не считал бы ее самой лучшей и достойной. Разве что он туда попал по принуждению… Но это уже какая-то другая история.

Теперь о моих размышлениях.

Я представляю на сколько революционным может показаться многим людям то, о чем пишет Олег. Однако, парадигма мышления и восприятия мира действительно изменилась. Хотим мы этого или нет, но Эон Гора, или, если хотите – Эра Водолея – уже наступили. И хоть многие и продолжают жить по инерции со старыми моделями мышления, беглого взгляда на современный мир и происходящее в нем события достаточно, чтобы понять, что это так.

В связи с чем, мне хотелось бы пойти еще дальше и обозначить те моменты, которые могут показаться еще более революционными даже самому автору книги, но без понимания которых мы рискуем вновь свалиться в старую парадигму мышления, делящую все на черное и белое, богов и демонов, рай и ад.

Если мы продолжим использовать контекст христианской традиции, взятый Алистером Кроули для объяснения смены Эонов (что вполне логично), то можем сказать о том, что, когда наступил Апокалипсис (напомню, что Кроули провозглашал именно его, но многие сочли это китчем и метафорой) и Люцифер был освобожден от тысячелетнего плена, он и его ангелы вернулись на свои законные места и стали оказывать влияние на наш мир и избирать себе жрецов.

Тут, собственно, пока ничего нового. О последствиях этого события, во многом и пишет Олег в своей книге. Однако, читая это, меня начал беспокоить вопрос о том, что же происходит с теми богами, которые волей судьбы долгое время считались «победившими» и определяли ход развития нашей цивилизации. И тут, я вдруг осознал вещь, поразившую меня до глубины души! Эти боги и эти силы оказались в гораздо более плачевном состоянии, чем те, которые находились в «тысячелетнем плену».

Судите сами! Люцифер и отверженные боги конечно получили некоторую долю негативных проекций, были объявлены демонами и почти забыты, НО, при этом о них практически нельзя было говорить! Они находились под строжайшим запретом и само это табу служило их защитой, наподобие «каиновой печати». Как показывает история оккультизма, о которой пишет Олег в первой части своей книги, эти отверженные боги всегда находили себе жрецов среди оккультистов и посвященных. Огонь у их алтарей не гас, несмотря на все передряги. Их образы, для тех кому они себя открывали, – оставались предельно чистыми!

Давайте теперь посмотрим на противоположную сторону, на тех богов, кого обычно (в том числе и Олег) считают победителями… Фигура Бога-отца, ангелов, Иисуса Христа, святых и т.д. – вроде бы в действительности представляются победителями в истории случившейся более двух тысяч лет назад. Но, я хочу сказать, что это была Пиррова победа… Победа не богов, а тех, кто избрал их в качестве своих идолов, в то время как сами Боги, оказались пленниками самых страшных уз – ложного узнавания.

И действительно, если о Люцифере и ко. нельзя было ничего писать, говорить и помыслить, то о богах «победителях» написаны тысячи трактатов! На них «наброшены мириады проекций. К ним обращались мольбы и проклятья, слезы и требования. Но были ли они узнаны во всем этом? Нет! Их узнавали лишь единицы…. Так же, как и Люцифера с богами древними, скажете Вы! И, да и нет. Потому как последние были лишены такого количества ложных проекций страхов и ожиданий.

Что может быть страшнее, чем быть избранным, признанным, но не узнанным? Это неузнавание шло даже, нарушая очевидные запреты! Как известно, Библия напрямую запрещает изображение Бога. Но, сколько икон и фресок с изображением Бога-Отца мы знаем? Ограниченное сознание людей стремилось использовать любую возможность, чтобы создать себе идола. Не говоря уже о фигуре Иисуса Христа, который являет собой заведомый парадокс – бога и человека – не вмещаемый до конца нашим сознанием (а примитивным сознанием – тем более).

Даже сейчас, в среде оккультистов преобладают настроения борьбы с христианскими богами и утверждение противоположных ценностей Люцифера. Христианский Бог объявляется Демиургом, Слепцом и врагом. Но, на мой взгляд – эта война должна быть войной, со старыми проекциями. «Слепцом» и «Демиургом», является та маска, тот образ и проекция, который пытались надеть на Бога люди, объявившие его своим «победителем» и пытавшиеся сделать из него кумира. В конце концов, тезис «убивайте всех! Бог разберется где свои, а где чужие!», произносится отнюдь не богом, а человеком возомнившим, что он имеет право говорить от Лица Бога, к которому он по всей видимости даже и не приблизился…

Если мы продолжим линию поведения, которая сейчас преобладает, то мы вернемся к былому положению дел, когда Люцифер и Христос поменяются полярностями и местами. Скатимся к тому, чем по мнению того же Олега Телемского, страдает современный Сатанизм.

Подводя итог сказанному выше, хочется отметить, что в нашей помощи и поддержке сейчас в гораздо большей степени нуждаются именно те боги и силы, которые долгое время считались доминирующими. Они нуждаются в новых жрецах, которые позволили бы им снять старые маски, проявить свой подлинный Логос и не надевали бы на них новых обличий.

Древние же боги, которые сейчас получают свободу – в этом нуждаются гораздо в меньшей степени. Они вступили в свои права и заняли свое место и сами вольны выбирать себе служителей по душе. Однако крамольная мысль равенства (не иерархичного, а сущностного), всех сил и богов – еще долгое время будет раскачивать весы и превращать во врагов возможных союзников.

Еще раз поприветствую выход данной знаменательной книги. Выскажу надежду на то, что традиция будет развиваться и продолжаться. А также пожелаю успехов автору и его читателям!

Другие статьи из рубрики «Открытая переписка»:

Отзыв на отзыв Олега Телемского 

Ответ Дане Ш. 

Третье письмо Олегу Телемскому

Четвертое письмо Олегу Телемскому