26 августа, 2017

Другое Таро. Введение

Глава из книги Максима Бекарюкова «Другое Таро».

картинка книга Максима Бекарюкова Другое Таро

 

в Книгу целиком вы можете купить по ссылке.

Применение карт Таро в психотерапии и психологическом консультировании является одним из бурно развивающихся направлений в современном мире. И дело тут не только в том, что на Таро существует определенная мода в культуре, как назвал бы это явление Мирча Элиаде, но и в том, что Таро проявляет себя очень эффективным инструментом в руках профессионала. Арканы Таро используются в проективных тестах, как метафорические ассоциативные карты и как символические ключи, служащие точкой входа для работы с техникой активного воображения. Кроме того, их также применяют для медитации, релаксации и других практик.

Исследованию способов применения арканов Таро в психологической практике, а также соотнесению арканов с различными психологическими концепциями посвящали свои работы многие авторы. Исследователей, рассматривающих данные вопросы, условно можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести авторов, подходящих к психологическому Таро со стороны эзотеризма и использующих слово «психология» в более широком смысле этого слова – как исследование человеческой души. Как правило, эти авторы не придерживаются принятых в науке психологических теорий, а разрабатывают свои подходы или же опираются на традиционные эзотерические концепции. К этой группе можно отнести таких авторов как Алла Алиция Хшановская[1], Владислав Лебедько[2], Андрей Жандр[3], Дмитрий Невский[4], Раиса Николаева[5], Константин Добрев[6], Г. Белявский[7] и др.

Авторы, относящиеся ко второй группе, хоть и прибегают к эзотерическим идеям и концепциям, подходят к Таро, опираясь на ту или иную психологическую теорию. Чаще всего такой теоретической базой выступает аналитическая психология К.Г. Юнга, предоставляющая широкий спектр инструментов для использования Таро в психологической практике и теоретические положения для осмысления символизма арканов. Среди авторов данной группы можно выделить Еву-Марию Ницше – создавшую собственную колоду Таро и соединившую работу с арканами и методы символдрамы; Хайо Банцхафа[8] – осмыслившего последовательность Старших арканов Таро как развертывание этапов мифа о Путешествии героя; Мэри Грир[9] – предложившую аналогичный подход к последовательности перевернутых арканов и назвавшую их Путем героини; Алехандро Ходоровски[10] – исследующего различные аспекты Таро, включая психологические и архетипические, Розу Гвейн[11], Инну Семецки[12] и Салли Николс[13] – осуществивших анализ колоды Таро в ключе юнгианской психологии.

Весьма приятно осознавать, что определенный вклад в развитие данного направления внесли и наши соотечественники: Алёна Солодилова-Преображенская[14] – являющаяся прямой наследницей школы Хайо Банцхафа, активно разрабатывающая способы применения Таро в сфере системных расстановок и работы с полем; Ирина Соловьева[15] – анализирующая карты Двора сквозь призму психологических типов, выделенных Юнгом; Галина Бедненко[16] – анализирующая архетипы арканов Таро, Антонина Величко[17] – исследующая таро в свете аналитической психологии.

Особенным образом следует выделить Олега Телемского[18] – дающего целостное рассмотрение каждого архетипа Старших арканов и карт двора сквозь призму аналитической психологии Юнга, соединяя ее с богатейшим наследием эзотерической традиции Запада.

Во время прочтения далеко не полного списка авторов, писавших об использовании Таро в сфере психологии и психотерапии, приведенных выше, у читателя может возникнуть закономерный вопрос: при таком обилии авторов и исследований, зачем понадобилось писать ещё одну книгу? Неужели в сфере Таро до сих пор можно сказать что-то новое?

На последний вопрос я отвечу однозначным «да». И книга, которую вы держите в руках, тому свидетель. Что касается первого вопроса, то ответ на него неразрывно связан со вторым. Решение написать данную книгу возникло в связи с тем, что у меня образовалась внутренняя потребность поделиться теми открытиями, которые были сделаны за более чем десятилетний опыт общения с арканами Таро. Книга родилась из различных лекций, учебных курсов, семинаров и практикумов, проведенных мной в различные годы. Каждая из этих лекций и семинаров стимулировала работу мысли и позволяла открывать новые грани мира Таро.

Работая с арканами Таро, я однажды заметил, что карты имеют свой особый язык и внутреннюю логику, отличающуюся от той, что обычно предлагают различные авторы. Я начал углубляться в этот вопрос, исследуя тему подробнее. В начале я занялся исследованиями классических школ Таро: французской, английской и германо-американской. В результате появился курс: Архетипическое Таро – в котором я делился своими исследованиями классических толкований арканов Таро и выявлял различия между ними.

Проведение данного исследования все сильнее и сильнее убеждало меня в том, что в существующем понимании Таро есть масса противоречий и нестыковок, а сами арканы предлагали взглянуть на себя под совершенно иным углом, очищенным от нанесения эзотерических соответствий, взятых из других систем – каббалы, астрологии и алхимии.

Здесь сразу следует оговорить один важный вопрос. Я не против того, чтобы Таро, как и любая другая система или символический язык, сравнивались с другой системой или символическим языком. Совершенно нет. Напротив, я осознаю всю важность амплификации и компаративистики. Однако при таком сравнении должно соблюдаться одно, очень важное, условие, которое, на мой взгляд, в случае с Таро было упущено. Речь идет о том, что сравниваемая система или язык, прежде чем подвергнуться процедуре сравнения, должна обрести свой собственный, уникальный голос. И в случае с Таро – этого не произошло.

Сравнение и проведение параллелей применялось здесь изначально с целью расшифровки и понимания того, что же значат символы Таро. В результате мы получили вольный перевод, перетолкования языка Таро через язык астрологии, каббалы, алхимии и т. п., что практически полностью лишило нас возможности услышать собственный, внутренний голос арканов. Как следствие этого, изменению подверглись и сами символы Таро, перерисовываемые многими авторами с целью подгонки под язык известных им эзотерических доктрин.

К счастью, современные гуманитарные науки предоставляют нам инструментарий, позволяющий прочитать текст изнутри, встав на позицию самого текста, о чем подробнее я скажу в третьей главе, посвященной методологии исследования. Проведение данной операции изначально было осуществлено без каких-либо целей, из любви к науке и «игре в бисер». Я не планировал применять полученные сведения в психологии или какой-либо иной сфере, а просто наблюдал за тем, как арканы группировались в два ряда, делящихся на четкие группы и пары. Увиденное тогда казалось мне интересным феноменом, имеющим собственную ценность и интерес.

Однако впоследствии, когда я всерьез занялся изучением психоанализа и стал работать с клиентами, я увидел, насколько точно открывшаяся мне система соотносится с тем, о чем пишут современные психоаналитики. Причем параллели касались уже не только аналитической психологии Юнга, но и фрейдизма, а также теорий школы Объектных отношений, занимающих в современном психоанализе ключевые роли!

Это озарение вдохновило меня на проведение компаративистского исследования, соединяющего систему Таро с современными психоаналитическими концепциями и методами, что в данном случае было корректным, поскольку Таро уже обрело свой собственный голос и язык. Полученные теоретические построения я применял как в теории, так и в практике работы с пациентами. Практическая работа с парами арканов Таро показала себя весьма эффективной и перспективной, поскольку они предоставляют доступ к тем травмам и фиксациям, которые возникли на той стадии развития, которую олицетворяет каждая конкретная пара, а также к тем ресурсам, которые там заблокированы.

На основании всего этого родился обучающий курс Другое Таро: арканы в работе психолога – в рамках которого я делился со слушателями уже собственными, авторскими наработками и выводами, сделанными на основе исследований и работы. Затем появились первые положительные отзывы о применении моего метода другими людьми, а у меня стали накапливаться отдельные наброски, которые наконец-то обретают целостный вид и воплощение в виде книги. Данную книгу вполне можно рассматривать и как самостоятельное произведение, и как учебное пособие к одноименному курсу.

Работа, предлагаемая вашему вниманию, состоит из двух частей, последовательно отражающих ход моих мыслей и сделанных мною открытий. В первой части книги вы найдете краткую историю Таро в ее научном (собственно историческом) и мифологическом вариантах. Две последующие главы будут посвящены рассмотрению вопроса о том, как вообще возможно другое прочтение Старших арканов Таро, их перегруппировка и структуризация, а также тому, что это прочтение из себя представляет. Последующие главы первой части посвящены рассмотрению структурных элементов: групп, пар и рядов арканов, выявлению их внутренней связующей логики и собственного языка.

В первой главе второй части книги вы найдете краткое описание того, как видят нормальное психологическое развитие современные психоаналитики. Последующие главы работы будут посвящены детальному рассмотрению каждой пары Старших арканов, ее связи с тем или иным этапом психологического развития и возможными отклонениями в этом развитии, а также некоторым методам диагностической работы с арканами той или иной группы.

Для более полного понимания идей, изложенных в книге, работу лучше читать последовательно. Однако, при желании поскорее познакомиться с психоаналитическим прочтением и применением Таро, можно начать чтение сразу со второй части книги. По мере того как у вас будут накапливаться вопросы типа: «почему именно так?», «как соединяются пары?», «это произвольно?» – вы сможете обратиться к первой части исследования.

Поскольку я являюсь академическим исследователем, то стоит быть готовым к тому, что книга написана научным, академическим языком – который я старался всеми силами упростить, а также имеет ссылочный аппарат – который я постарался минимизировать. Чтобы не перегружать текст, я оставил ссылки только на цитируемые фрагменты работ других авторов и на сведения, почерпнутые из них. Те, кто захочет ознакомиться со всеми источниками и исследованиями, бывшими в моем распоряжении, смогут заглянуть в списки литературы, находящиеся в конце книги.

Следует также отметить, что, несмотря на то, что в основном тексте книг используется местоимение «мы» вместо «я», как это принято в научных текстах, вся ответственность за излагаемый материал и выводы, которые я из него делаю, лежит единолично на мне – авторе данной книги.

В заключение этого пространного введения отметим те моменты, которые вы в книге не найдете:

— вы не найдете здесь гадательных значений, связанных с арканами Таро, как и любой другой информации, относящейся к гадательной практике;

— не найдете и привычного изложения Пути героя\Пути индивидуации. Не потому, что мне нечего об этом сказать. Напротив, предлагаемая вашему вниманию система позволяет взглянуть на путь индивидуации под другим углом. Однако, я предпочел сосредоточиться на пути сепарации-индивидуации – пути нормального психического развития в первой половине жизни. О причинах, побудивших меня поступить так, а не иначе, я рассказываю в конце первой части книги;

— и, наконец, вы не найдете здесь методов и приёмов психотерапевтической работы с помощью арканов Таро, за исключением методов проведения диагностики. Это сделано осознанно. Во-первых – потому что книга ориентирована на широкую аудиторию и читать ее будут не только психотерапевты и аналитики. Во-вторых – психотерапия и психоанализ это не только наука, но и искусство, а, следовательно, каким-то вещам можно научиться только через практику и живое общение, а не через текст. В-третьих – описание практических приемов усложнило и перегрузило бы текст. И, наконец, в-четвертых – работа содержит большое количество нововведений, которое нужно будет всесторонне изучить и обдумать, прежде чем включать в собственную практику и работу.

Желаю вам приятного и продуктивного чтения. Судите не строго. Отзывы и предложения отправляйте на e-mail: bekaryukovmv@gmail.com

[1] Хшановская А.А. Психологический портрет на основе карт Таро. – Харьков: Издательство «АКубенс», 2011. – 168 с.

[2] Лебедько В., Найденов Е. Архетипическое исследование арканов Таро. – П.: Издательство «Золотое Сечение», 2010 – 264 с.

[3] Жандр А. Психоанализ Личности посредством системы арканов Таро. – Одесса: Друк, 2009. – 498 с.

[4] Невский Д. Таро и психология. Психология и Таро. Теория, практика, практичность. – М.: Медков, 2014. – 320 с.

[5] Николаева Р. Таро: прогноз судьбы и… психологическая помощь // Наука и Религия, 1991. № 12.

[6] Добрев К. ТАРО Иерофанта. Архитектура человека по системе ТАРО. – Монреаль.: Accent Graphics Communications, 2016. – [Электронная книга].

[7] Белявский Г. Учебник Таро. Теория и практика чтения карт в предсказаниях и психотерапии. Часть 1. – СПб.: ИГ «Весь», 2015. – 464 с.; Белявский Г. Учебник Таро. Теория и практика чтения карт в предсказаниях и психотерапии. Часть 2. – СПб.: ИГ «Весь», 2015. – 464 с.

[8] Банцхаф Х. Таро и путешествие героя. – М.: КСП+, 2002. – 288 с.

[9] Грир М. Полная книга перевернутых карт Таро. – М.: Энигма, 2009. – 352 с.

[10] Ходоровски А. Путь Таро. – М.: Клуб Касталия, 2017. – 270 с.

[11] Гвейн Р. Обретение себя через Таро: юнгианское руководство по архетипам индивидуации. – М.: Клуб Касталия, 2014. – 229 с.

[12] Семецки И. Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие. – М.: Клуб Касталия, 2017. – 266 с.

[13] Sallie Nichols. Jung and Tarot an Archetypal Journey. – San Francisco CA, 1980.

[14] Солодилова (Преображенская) А. Карты Таро в работе психолога. – СПб.: ИГ «Весь», 2013. – 176 с.; Солодилова (Преображенская) А. Архетипы Таро. Психологический практикум. – СПб.: ИГ «Весь», 2015. – 288 с.; Солодилова (Преображенская) А. Чтение поля и Таро. Игры, в которые играют боги. – Н. Новгород: А.Г. Москвичев, 2017. – 216 с.

[15] Соловьева И. Работа с фигурными картами Таро в психотерапии: мужские и женские архетипические образы. – М.: Аввалон-Ло Скарабео, 2016. – 224 с.

[16] Бедненко Г. Старшие арканы Таро. Теория и практика. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. – 286 с.

[17] Величко А. Психология в зеркале Таро: Путь к истокам судьбы. – М.: Росткнига, 2002. – 189 с.

[18] Телемский О. Таро для всех и для никого: Арканология новой эпохи. – М.: ООО Книжное издательство «София», 2015. – 288 с.; Телемский О. Прыжок в бездну вершин. Азбука символа. Современный взгляд на Таро Алистера Кроули. – Н. Новгород: А.Г. Москвичев, 2015. – 400 с.

Книгу целиком вы можете купить по ссылке.