26 августа, 2017

Другое Таро. Глава 10. Шут и император: рождение и формирование границ эго

Глава из книги Максима Бекарюкова «Другое Таро».

Архетипы, воплощаемые парой: Трикстер, Ребенок, Дух, Самость, Эго, Тень, Персона, Герой

Аркан Шут, Таро Тота

Книгу целиком вы можете купить по ссылке.

Шут представляет собой состояние, лишенное Эго, а, возможно, и сознания в целом. В первую очередь такое состояние свойственно новорожденным младенцам, во вторую – людям, пребывающим в состоянии психоза. Это состояние, в котором границы между Эго и реальностью ещё не возникли или были размыты. Здесь правят бал первичные процессы восприятия и мышления, смешивающие фантазии и галлюцинации с сигналами, поступающими из реального мира, а также примитивные психологические защиты, такие как расщепление и проективная идентификация.

Можно сказать, что Шут воплощает собой образ первых стадий развития психики – стадии нормального аутизма и стадии нормального симбиоза. Здесь господствует первичный нарциссизм, а стимульный барьер, ограждающий ребенка от внешнего мира, достаточно высок и прочен.

Наиболее яркую иллюстрацию такого понимания аркана Шут мы можем найти в «Таро Тота» Алистера Кроули, где Шут изображается обвитым пуповиной. Это ребенок в утробе (реально или психологически), еще не отделенный от матери. Его задача в процессе взросления: прийти к первой стадии процесса сепарации-индивидуации – стадии дифференциации, сформировать образ собственного тела, собственного Эго и проявить себя в мире, как отдельное существо.

Процесс развития подталкивает ребенка к выходу во внешний мир, изгоняя его из «рая» первичного нарциссизма и блаженства слияния. На уровне влечений происходит генерализация либидо вокруг оральной зоны, которая вкупе с врожденной предиспозицией к объектным отношениям подталкивают ребенка обратиться к объектам внешнего мира. В иконографии Таро эту силу влечений, стимулирующую Шута обратиться к внешнему миру, олицетворяют животные (собака или кот), кусающие его за ногу.

Перед ребенком встает нелегкий вызов. Он должен отказаться от привычного ощущения слияния с миром и ощутить свою отдельность, а, следовательно, и отдельность мира; либо сохранить свою аутичность и первичный нарциссизм, заблокировав дальнейший процесс развития, превратившись в реального безумца-психотика. В Таро этот момент отражается с помощью изображения пропасти или крокодила, в пасть к которому шествует Шут.

картинка книга Максима Бекарюкова Другое Таро

Разумеется, подобный выбор является бессознательным и осуществляется не только самим ребенком, поскольку внутренние процессы, подталкивающие его к сепарации, должны находить адекватную поддержку со стороны внешних сепарационных сил. На начальном этапе внешней сепарационной силой является мать – олицетворяющая собой для младенца все объекты внешнего мира, или тот человек, который осуществляет материнские функции.

Несмотря на тот факт, что именно с матерью ребенок ощущает симбиотическое слияние, именно она же и обеспечивает возможность сепарации, создавая для этого необходимые ресурсы и условия, обеспечивая надлежащий уход, достаточно благоприятную окружающую среду, покидая его на время и позволяя испытывать необходимую фрустрацию, а также формируя его телесное Я (о чем мы скажем чуть ниже).

Следует отметить, что мы не раз еще столкнемся с парадоксальной ситуацией, в которой сепарационная сила сама же является той силой, что удерживает от сепарации. Мы не будем здесь уделять этому парадоксу много внимания, однако отметим, что данная проблема значительно усложняет процесс развития, делая его нелинейным и наполненным большим количеством фиксаций и превратностей. Далее мы рассмотрим положительный и отрицательный полюса спектра смысловых значений аркана Шут.

Положительный полюс аркана Шут воплощает в себе принцип невинности, наивности, открытого взгляда на мир, детскости. С одной стороны – это образ божественного ребенка. С другой – ничем не ограниченного, свободного поведения. Это и детская наивность – Sancta Simplicita, и Дух, и Парабрахман, и божество, и безумный пророк.

Отрицательный полюс аркана Шут представляет собой образы безумца, сумасшедшего, бродяги, БОМЖа, алкоголика, человека, у которого ничего нет, который ничего не достиг или все потерял. У него нет цели. Он движим своими страстями, не умея их контролировать.

Рассматривая обозначенные характеристики аркана, мы можем отметить, что для фигур обоих полюсов свойственна невозможность ответить на вопросы: «кто я?», «куда я иду?», «где я?» и «что я здесь делаю?» У Шута нет своей истории, пути, имени.

Однако именно эти вопросы, по мнению Отто Кернберга, являются диагностическими критериями, с помощью которых мы можем оценить силу и связанность Эго[1]. И если для младенца невозможность ответить на них – это норма, то для взрослого человека – патология.

Взрослый человек, застрявший в этой модели, будет демонстрировать отчетливые черты психотической личности: неумение чувствовать границы, социальные рамки, замечать чувства других людей, как и наличие людей в качестве отдельных индивидов вообще. Он будет находиться в постоянном конфликте с окружающим миром, защищаясь от него примитивными механизмами расщепления, проективной идентификации и рядом маниакальных защит. Реальность подобного человека будет монореальностью психотика, где отсутствует другой. Это даже не диадные отношения мать-ребенок, а именно монореальность, поскольку матери, как отдельного объекта – для него тоже не существует. Нарушенным будет и ощущение себя, своей телесности и идентичности.

Император, в противоположность Шуту, олицетворяет собой осознание своей личности (Эго) и своих границ – своей отдельности. Во внутрипсихическом пространстве Эго является императором сознательной психики. Император − это тот, кто говорит: «Я есть». Шут этого сказать не может. Ограничения, принципы границ и законов, олицетворяемые Императором, формируют принцип реальности, которым руководствуется Эго-сознание.

Здесь следует отметить, что первичные ощущения Эго – это в первую очередь «телесное Я». Границы собственного тела и его пределов. Умение овладевать своим телом. Французский психоаналитик Дидье Анзьё формулирует такое понятие как Я-кожа. Я-кожа представляет собой начальный этап самоидентификации, от которого развитие движется к Я-мыслящему[2]. Такие современные представления полностью совпадают с идеями З. Фрейда, который в работе «Я и Оно» формулирует идею о том, что Эго первоначально формируется благодаря опыту соприкосновения с внешним миром посредством органов чувств и собственного тела[3].

Таким образом, мы имеем дело с первыми стадиями процесса сепарации-индивидуации – стадией дифференциации и началом стадии практикования. Началом осознания того, что я отдельно, а мама (представляющая собой мир) – отдельно. На данном этапе развития ребенок полагает, что мир вращается вокруг него. Он – Император.

Родители ребенка напитывают его нарциссизм и ощущение «Я». Обеспечивают ему подтверждение того, что он есть и что он хороший. Ребенок начинает потихоньку осознавать свои желания, импульсы и учится их выражать. Сначала с помощью других, а затем – самостоятельно. Эго начинает собираться воедино. Таким образом, осуществляется переход от состояния Шута – стадии, предшествующей сепарации-индивидуации, на первую подфазу сепарации-индивидуации, связанную с образом Императора.

Нормальное развитие в этот период обеспечивает взрослому человеку адекватное функционирование на уровне осознания своего тела, своего Эго и его границ. Здесь же закладывается способность к здоровой самооценке, уверенность в своем существовании, а также представления о константности и последовательности собственной истории. Знание ответов на вопросы «кто я?», «где я?», «что я здесь делаю?» Ощущения границ между собой и другими.

Позитивный опыт пребывания в фантазии всемогущества на первых стадиях сепарации-индивидуации и ее подпитка закладывает будущее ощущение своей силы и умение адекватно тестировать реальность. Он является основой, позволяющей накопить ресурсы для осознания того, что я могу не все, а мир вращается не вокруг меня. Того, что существуют другие с их интересами, желаниями и границами.

Недостаточное проявление Императора формирует фигуру тирана, по-прежнему полагающего, что весь мир вращается вокруг него, однако имплицитно имеющего знание о том, что это не так, и использующего примитивные защиты психики для того, чтобы продолжать удерживать иллюзию всемогущества. Само по себе всемогущество также является защитой, обеспечивающей существование его хрупкому Эго или ложной self[4], занявшей его место. Потребность в навязчивом контроле, диктатуре и всемогуществе защищают его от полного слияния с бессознательным. Провала в регрессию.

В результате патологий развития Эго такого человека не набрало силу или было замещено ложной self, поскольку ребенок, в ранние периоды жизни находящийся без надлежащей заботы или в угрожающих его жизни и психическому здоровью условиях, ради выживания отказывается от своих потребностей и старается соответствовать образу, способствующему его выживанию.

Впоследствии, у взрослого человека мы также будем наблюдать ложную self, занявшую место Эго, которое так и не развилось. Его сознание будет сумрачным – то проявляющимся, то вновь исчезающим в бескрайних водах бессознательного.

Недостаточному Императору свойственны вспышки ярости, нарциссизм, тирания, авторитаризм, а также маниакальность, мстительность и эгоистичность. Весь мир обсуждается им как плохой, так как он не хочет выполнять его потребности. Он не терпит возражений. Не понимает, что есть другие, у которых могут быть свои потребности и проблемы.

Человек с недостаточно проявленным образом аркана Император может пытаться утвердить своё «Я», обособить его от других и собственного бессознательного. Иногда это похоже на подростковый бунт – естественный для подростков, переживающих ре-актуализацию ранних конфликтов, и являющийся злокачественным в случае взрослого. От психотика часто можно слышать фразу подобную этой: «у меня украли меня». Он бунтует потому, что его идентичность всегда находится под угрозой. Это все еще психотическая реальность, однако в ней присутствует драма борьбы Эго, отстаивающего право на собственное существование.

Принципы Императора недостаточного уровня проявления: «Я определяю реальность и выстраиваю этот мир!»; «Будет по-моему или никак!»; «Я должен все контролировать!»; «У меня нет проблем! Это проблемы у мира»; «У кого сила, тот и прав!»

Избыточное проявление Императора связано с формированием ригидной персоны, полностью прячущей Эго. Здесь всегда присутствует четкий образ себя. То, каким я должен быть. В результате чего может также возникать ложная self: я удобный; послушный; конформный; такой, каким меня готово принимать общество. В результате чего происходит забвение собственных желаний, стремлений и влечений. Либо слияние с социальной ролью, персоной: «Я – отец», «Я – автомеханик», «Я – гуру» и т.д. Ситуация, в которой роль определяет всё поведение и сознательное бытие человека.

С другой стороны – это инфляция персоны, ее слияние с архетипом Героя. «Я должен поступать именно так, потому что это Я». «Я всегда так делаю». Уже не личность формирует собственный образ, а образ начинает определять поведение личности. Происходит пленение собственным имиджем. Это те моменты, которые, по мнению Мюррея Стайна, приводят к кризису середины жизни[5]. Избыточный Император может также проявляться в излишнем биологизме: «я – только тело»; рационализме: «бессознательного нет»; сциентизме и т.п.

Принципы Императора избыточного уровня проявления: «Если поступить по-другому – это буду не я!»; «Я есть то, что представляет собой мой образ!»; «Границы необходимо соблюдать всегда и везде, независимо от условий!»; «Место определяет человека». «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек».

Следует также отметить, что и в случае недостаточного, и в случае избыточного проявления образа Императора, психическая энергия направлена не столько на утверждение себя вовне, сколько на удержание хрупкого равновесия, обусловленного доминирующим конфликтом в психике. В случае избыточности Образа Императора – это удержание собственных бессознательных импульсов, которые постоянно пытаются донести до человека, что «ты не только лишь то, что сам о себе думаешь». Здесь мы сталкиваемся с попыткой защитить сложившийся образ. Что может проявляться как высокомерие и снобизм.

В случае Императора недостаточного – это конфликт, проявляющийся благодаря психическим защитам как противостояние с миром, однако по факту являющийся конфликтом с собственным бессознательным, которое угрожает поглотить хрупкое Эго. Используя механизм проекции и расщепления, эти конфликты переносятся и на внешний мир.

 

[1] Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. – М., 2014. – С. 24-28.

[2] См.: Анзьё Д. Я-кожа. – Ижевск, 2011. – 302 с.; Анзьё Д. Мышление: от Я-кожи к Я-мыслящему. – Ижевск, 2015. – 198 с.

[3] «Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности» (Фрейд З. Я и Оно \\ Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М., 2007. – С. 850).

[4] В данной работе мы будем придерживаться именно такого написания термина самость, чтобы избежать возможной путаницы с Самостью в концепции Юнга.

[5] Стайн М. В середине жизни: Юнгианский подход. – М., 2009. – С. 23.

Книгу целиком вы можете купить по ссылке.

Другие публикации о книге «Другое Таро»:

Другое Таро. Введение

Другое Таро. Глава 5. Первая группа арканов

Олег Телемский. Презентация книги Максима Бекарюкова: «Другое Таро» 

Психологический тест «Пирамида Души»